Как возродить дух времени, места и человека? Как выйти из музейных стен и сотворить культурное пространство на современных тропинках, в окружающем пейзаже? Как создать большой экомузей под открытым небом?
Об этом корреспонденты ПОЛИТГАЗЕТЫ.РФ попытались узнать, пообщавшись с руководителями и сотрудниками известных литературных музеев мира и России, побывавших недавно в Воронеже.
Музейный переворот
Наши встречи состоялись в рамках Международной конференции «Деятельность литературного музея в современных условиях», организованной Воронежским областным литературным музеем им. И.С. Никитина при поддержке Воронежского государственного университета.
Обращаясь к исторической памяти, оживляя те неповторимые образы, которые и символизируют общее понимание культуры, гости Воронежа не преминули поделиться своим опытом «возрождения» и очеловечивания забытых усадеб и домов, где родился, скажем, Роберт Бернс, или жил Максимилиан Волошин. С особой целью — сохранить.
В Коктебель к Волошину
Наталия Мирошниченко (Коктебель) — заведующая домом-музеем Максимилиана Волошина, с гордостью показывая крымские просторы и бесконечное море, говорит об особом статусе и важности привлечения внимания к небольшому домику великого поэта, который стал своеобразным местом паломничества для многих знаменитых служителей муз — Вышеславского, Друниной и Богдановича.
Руководство музея посчитало необходимым под сводами столетних деревьев и при помощи новейших технологий вновь объединить всех желающих узнать о творчестве самого поэта и приобщиться к прекрасному в поэтизированных «волошинских чтениях» и терпком «волошинском сентябре». Решая свои задачи, дом-музей Волошина стал ярким примером того, что соединение технического прогресса и больших человеческих идей не растворяет личность и индивидуальность, а является соучастником в построении собственной, непохожей ни на что реальности прошлого и памяти будущего. И у каждого волошинского «гостя» будет свой шанс представить и прожить вместе с поэтом его «вчерашние» будни, чтобы вернуться в уже памятное «сегодня».
В Шотландии задолго до Че Гевары был свой Роберт Бернс
Еще один музей с необычным «общественным» сценарием презентовал шотландец Нэт Эдуардс. Когда имеешь дело с такой незаурядной личностью, как автор песни «Старое-доброе время», то, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что социальная направленность станет краеугольным камнем в планировании и представлении имиджа музея шотландского Че Гевары.
Стоит ли говорить о том, кем был Роберт Бернс? Гуманист и революционер, человек-личность, и потому неповторим, не сводимый к аморфной толпе и оплоскомордевшейся публике, он являлся центром мира и сам центрировал этот мир в своем творчестве, обозначил шотландский менталитет и язык как синонимы свободы и равенства и «заразил» идеями просвещения полмира. Естественно, что в основу дома-музея Бернса легли именно общечеловеческие ценности. «Мы хотели сохранить дух Шотландии и свободы», — так объяснил миссию господин Эдуардс. Используя интерактивные залы, компьютерные технологии и дошедшие до наших дней свидетельства прошлого, работники музея предложили посетителям нечто совершенно новое, если не сказать необычное. Show — not tell (показывать, а не рассказывать) — основной принцип работы с посетителем. И речь здесь идет о визуализации впечатления как такового, о восприятии образов глазами, а не привычными «музейными» ушами, уставшими от монотонной речи и средоточия важных дат. Все проще. Вот кровать. На ней родился Бернс. Когда? Вот сувенирная пижама — на ней ответ: 25 января 1759. А где та мышь, нора которой разорена плугом? Вон там, в саду. Построенный на ярких, «зримых» сообщениях и игровых образах диалог музея и посетителя оставляет в умах последних понимание сопричастности к судьбе будущего, идеализации истины и бескомпромиссной свободе.
Возвращение к нравственным ценностям в связи с памятью прошлого — чуть ли не самый популярный тезис в неравнодушных культурных кругах. Воспитание не экспонатной и раритетной мысли — дело важное и кропотливое, требующее дополнений.
Это какая улица? Это кого музей?
Как необходимое дополнение к культурной жизни Воронежа Павлом Нерлером была предложена идея создания музея Осипа Мандельштама. Отметив на карте жизни поэта три важные точки (Москва — Петербург — Воронеж), автор доклада с особым энтузиазмом рассказал о неумирающем поэтическом слове, жутких ссыльных временах поэта и с сожалением отметил, что от Мандельштама в Воронеже остались только два стула (если выражаться образно). А музей как память — нужен.
Сопротивление идея не встретила. Реализация идеи — возможно, встретит. Достучаться до тех, кто может посодействовать, или еще лучше — оказать прямую поддержку, сложнее, чем выказать желание. Несмотря на предполагаемые трудности, стоит различать ясно позитивные тенденции возрожденческого дела в Воронежской области. Реставрация усадьбы Веневитинова, замка Ольденбургских и планомерное «окультуриванние» населения идут неспешно, но уверенным шагом. И, возможно, на карте нашего города обозначится и дом-музей Осипа Мандельштама.
Сельские пенаты или страна Веневия
— Наш перспективный проект называется «Сельские пенаты», — рассказывает директор Воронежского литературного музея Светлана Деркачева. — Его цель — воссоздать разрушенные, разрушающиеся культурные объекты и памятники, расположенные на месте бывших поместий и усадеб большой семьи Веневитиновых. В окружении нашей усадьбы есть многочисленные исторические объекты: где-то флигель, где-то целая усадьба, где-то просто природные объекты: пруд, аллея. Все они заслуживают внимания и заботы с культурно-исторической точки зрения. Этот проект уже готов к тому, чтобы его презентовать. Мы нашли партнеров: это общественные объединения, епархия нас поддержала. Рядом с нашей усадьбой, буквально в двух шагах есть место, которое называется Архангельское, с погостом, где похоронены предки Веневитиновых. Оно сейчас в запустении, это не наша территория. Но сейчас есть реальная возможность получить это место и обустроить его.
Мы подготовили несколько программ, рассчитанных на семейный отдых. Надеемся, какая-нибудь из них получит поддержку на федеральном и региональном уровне. Одна из них называется «Тропинки Веневитинова». Это пешая экскурсия по тем местам, где прогуливались Веневитиновы. Вторая программа — «Страна Веневия». В истории рода есть небольшая карта, нарисованная детьми Веневитиновых. Они создали вымышленную страну — Веневия и играли в нее. У нас в музее пока нет детского интерактивного пространства, мы хотим сделать его в парке. Мы создадим интерактивную страну Веневию, тем более что историческое обоснование этому есть.
— Наш глобальный проект строительства экомузея предполагает создание новых туристических маршрутов, которые объединят все четыре усадьбы Веневитиновых, расположенных на территории Рамонского района, и дворянские усадьбы, которые были по соседству. В рамках нашего проекта «Сельские пенаты» мы хотели бы восстановить усадьбы Веневитиновых в Горожанке и Староживотинном. Написаны соответствующие обращения и письма в администрацию Рамонского района. Но… В настоящий момент земельный участок, на котором располагается усадьба, принадлежит Кадетскому корпусу (по нашим данным — Ред.). И нам было отказано в том, чтобы усадьба перешла в наше ведение. Что касается усадьбы в Староживотинном, нам ответили, что земля, на которой располагается усадьба, принадлежит лесхозу. Это учебная территория Лесотехнической академии. Нам тоже было отказано в обустройстве этого памятника культуры. Сейчас мы изучаем документы, в них много неясного. Возможно, этот участок принадлежит епархиальному управлению. Вопрос остается открытым. Еще одна усадьба, которой мы занимаемся, — усадьба Черковых в Хвощеватке. Там сохранился флигель, и у нас тоже есть проект его использования.
Хотелось бы поддержать столь грандиозные проекты Воронежского литературного музея. В свою очередь мы продолжим наше расследование, посвященное усадьбам Веневитиновых в Горожанке и Староживотинном. Надеемся, что их восстановление из руин уже не за горами.
Текст подготовлен студентами творческой лаборатории расследовательской журналистики журфака ВГУ Светланой Осередько, Маргаритой Рабдановой