Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Воронежская область
  2. Пепел перемен: когда Воронеж сможет дышать полной грудью?

Пепел перемен: когда Воронеж сможет дышать полной грудью?

В преддверии жаркого лета мы запускаем совместный с Ассоциацией преподавателей мультимедийной журналистики и "Политгазетой" спецпроект, посвященный восстановлению воронежских лесов после массовых пожаров 2010 года

Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Четыре года назад, в августе 2010 года, Воронеж задыхался в огне и пламени. Горели пригородные леса. Они сгорели? Их сожгли!

Антропогенный, проще говоря, человеческий, разгильдяйский фактор стал одной из главных причин беспрецедентных пожаров 2010 года. Кто-то даже говорил о том, что бессознательно-поджигательное в какой-то момент превратилось в поджигательно-сознательное.

В полном формате историю пожаров можно посмотреть ТУТ.

Таким, мол, образом, заинтересованные люди расчищали себе место для новых инвестпроектов. Так или не так было – доказательств нет. Но факт – леса горели в основном вокруг крупнейшего населенного пункта Черноземья – Воронежа.

     

 Напомним, опубликованный в 2006 году Генеральный план развития Воронежа констатировал: «обеспеченность воронежцев зелёными насаждениями ниже нормативной вдвое: при норме 10 кв.м. на человека у нас – 5,1 кв.м». Город буквально лысел на глазах. И это было ещё до больших лесных пожаров.

     
На представленной инфографике ситуация вроде не выглядит настолько уж печальной. Но… практически около 10 000 га зелёных насаждений сгорело непосредственно под Воронежем. Сравним: государственный природный заказник «Воронежский», окружающий город и являющийся, по сути, его лёгкими, имеет (имел! – Ред.) 20 990 га леса. Что осталось теперь?

Не более половины? И сколько после больших пожаров осталось зелёных насаждений на одного воронежца, если весь природный комплекс города (включая, леса, поймы, сельхозугодья, парки и скверы) до пожаров составлял примерно 43 000 га?

По нашим грубым оценкам ситуация по сравнению с 2006 годом ухудшилась примерно на 20-25%. То есть сегодня на одного жителя приходится примерно 4 кв.м зелёных насаждений. Дышать полной грудью в облысевшем городе практически невозможно.

А по прогнозам синоптиков впереди нас ждёт жаркое лето… 

О причинах пожаров и не только нам рассказал на Веневитиновом кордоне директор Биоцентра ВГУ Николай Простаков.

Улучшилась ли ситуация с воронежскими лесами за последние четыре года? Безусловно, определенные изменения в лучшую сторону есть. Но, мягко говоря, не кардинальные.

Ещё одной  если не главной  причиной пожаров Николай Простаков считает реорганизацию лесного хозяйства после принятия в 2007 году нового Лесного кодекса.

– Есть лесничий, а есть лесник,  рассказал нам Николай Иванович,  лесничий организовывал и обеспечивал функционирование хозяйства, а лесники были смотрителями, работали непосредственно на территории. Без них в лесничестве – как без рук. А их фактически ликвидировали. Сегодня ситуация улучшается очень медленно. Систему обхода лесных угодий фактически не возродили, инспекторы и сейчас не в состоянии следить за большими массивами лесов…

А ещё Николай Простаков рассказал нам о том, что 400 гектаров сомовских лесов были переданы в ВГУ для научных целей. Из 400 га – 60 – сгоревшие участки. На большинстве этих участков лес искусственно высаживаться не будет. Студенты и исследователи будут наблюдать, как природа восстанавливает себя самостоятельно.

     
Но неужели человек, который всё уничтожил, не должен помочь ей и на этих участках?

Мы прошли по знаменитой Веневитинской тропе и увидели, что болотца высыхают, а озерца Чистое и Угольное скукоживаются, их зеркала вод уменьшаются. Они ведь тоже остались почти без лесной защиты. Может быть, хотя бы у озёр высадить лес? Тревожно за озёра, тревожно за речку Усманка…

Но ещё больше тревожит то, что эффективная охрана нашего зелёного богатства до сих пор не выстроена. И уже в нынешний жаркий май под Воронежем случились первые лесные пожары.

Ещё четыре года назад на этом месте был густой лес.

А ведь для того, чтобы вырастить такой лес, который сгорел под Воронежем, понадобится не менее 45-50 лет. Нынешнее поколение уже не увидит, как зашумят леса на месте горельников на Кожевенном и Веневитиновом кордонах. А наши дети и внуки?

Над публикацией работали: Любовь Чистякова (Калининград), Василий Вершинин (Томск), Андрей Данилов (Чебоксары), Мария Миронова (Смоленск), Александр Мансуров (Барнаул), Мария Колбенко (Курск), Юлия Мажарина, Анна Полупанова, Андрей Золотухин (Воронеж)

Фото на главной etoday.ru

Материалы по теме
Мнение
25 июля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Попытка вырвать Россию из Европы – это попытка вырвать Россию из самой себя
Мнение
20 сентября
Евгений Гаврилов
Евгений Гаврилов
Практически каждый смоленский светофор настроен неправильно
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Воронежская областьЭкология