Как сообщает общественная организация «Безопасное Отечество», он составлен на основе официальной информации с единого портала госзакупок. Лидером общего рейтинга стала Чеченская республика, где практически на 80% торгов стоимость заказа едва ли снижалась. Среди регионов присутствия «7x7» самой коррумпированной оказалась Рязань, занявшая 23-е место в списке. Самой «честной» оказалась Брянская область, самый «чистый на руку» регион «7x7» — Архангельская область.
Учитывалось несколько критериев: анализировались наиболее частые способы «госраспила». Общая тенденция такова.
В большинстве случаев коррупционеры снижают изначальную стоимость торгов менее чем на 5%. К примеру, в Рязанском регионе было заключено почти 9 тысяч подобных сделок на общую сумму в более чем 14 млрд рублей.
Другой популярный способ — подать на конкурс единственную заявку. Среди регионов «7x7» чаще всего этим пользуется Калужская область, где было проведено более 6,5 тысяч торгов на общую сумму практически в 17 млрд рублей.
Значительно реже к торгам допускают лишь одного участника. Например, в Воронеже зафиксировано почти 3 тысячи таких сделок на более чем 10,5 млрд рублей.
К дроблению заказов коррупционеры тоже прибегают нечасто. Лидер «7x7» — Республика Коми, где таким образом провели более 1,5 тысяч торгов на сумму около 450 млн рублей.
И лишь крайне редко победителю отказывают в заключении контракта, передавая выполнение заказа другому участнику. В Калуге было зафиксировано 65 таких случаев, общая сумма таких торгов составила почти 165 млн рублей.
Несмотря на большое количество серьезных нарушений, обоснованные жалобы подаются крайне редко — в среднем менее чем в 1% случаев. Больше всего из регионов присутствия «7x7» «жаловались» в Мурманской области — на 93 аукциона, сумма которых составила более чем 1 млрд рублей.
Журналист и борец с коррупцией из Сыктывкара Владимир Прокушев считает, что в последнее время доверять каким-либо рейтингам становится все сложнее, в том числе и тому, что касается закупок для госнужд:
— В целом рейтинг отражает общую ситуацию в этой сфере, пилят на госзаказе если не больше, то точно столько же. Также некоторые пункты рейтинга представляются спорными, например, заказы с одним участником не всегда могут быть «распильными», так как не редки случаи, когда на аукцион больше никто из участников не приходит просто потому, что заказ не выгоден. Так часто происходит с торгами в районах.
— Сами предприниматели не спешат обжаловать аукционы из-за опасности вообще лишиться доступа к государственным контрактам, — продолжает Владимир Прокушев. — Усилия как правоохранительных и надзорных органов, так и общественных организаций ощутимого улучшения ситуации в целом не приносят, но это вовсе не означает, что этим не нужно заниматься.