Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Горизонтальная Россия
  2. Правозащитник Андрей Юров: «Пока вы сакрализируете суд, вы будете жить в ГУЛАГе»

Правозащитник Андрей Юров: «Пока вы сакрализируете суд, вы будете жить в ГУЛАГе»

Екатерина Богданова
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
На прошлых выходных в Москве собрались люди, для того чтобы пройти базовый курс по правам человека. Они приехали из разных регионов: Воронеж, Сыктывкар, Минск, Киев, Крым, Бишкек, Вильнюс. Были и местные — москвичи. Семинар провел правозащитник Андрей Юров. Субботу и воскресенье участники практически безвылазно провели в Сахаровском центре, где говорили о концепции прав человека, истории ее развития и о применении знаний на практике.
 
 
Интернет-журнал «7х7» предлагает вам краткий конспект лекций, сдобренный историями, рассказами и анекдотами Андрея Юрьевича. А в конце текста вы можете, как говорится, найти список дополнительной «литературы».
 
Горящие глаза и правду нельзя кинуть на чашу весов
 
— Первое, что необходимо понять: семинары по свержению правительства я пока вести не собираюсь, — сразу расставляет все точки над «i» ведущий семинара. — Я буду рассказывать лишь о том, как можно защищать права человека, признавая нынешнюю действующую власть.
 
— А вы расскажете, можно ли как-нибудь предотвратить подписание глупых законов? — задают вопрос из зала. — Например, сейчас меня волнует то, что собираются запретить иностранное оборудование в больницах. Врачи говорят, это будет в прямом смысле смертельно для пациентов...
 
— Боюсь, это к вопросу о свержении власти, — похоже, вовсе не шутит Андрей Юров.
 
 
— Теперь попытаемся разобраться, что же такое права человека, — продолжает правозащитник. — За последние 20 лет мы слишком часто слышим это словосочетание, поэтому считаем, что если мне наступили на ногу в троллейбусе или не повысили по службе — это все нарушения прав человека. Но это далеко не так.
 
Андрей Юрьевич объясняет, что проблема в понимании понятия начинается уже с определения составных слагаемых «прав человека»: человеческого достоинства, свободы, равенства, справедливости.
 
— Возьмем такое громкое слово как «свобода», — поясняет правозащитник. — Скажем, в Чечне «свобода» толкуется как «свобода от искушения», поэтому они заставляют своих женщин носить хиджабы. Если честно, я им завидую: искушаться только при одном виде женского лица — это ж каким мужским здоровьем нужно обладать, — восхищается Юров. — Я вовсе не издеваюсь над другими пониманиями концепции свободы. Я просто подчеркиваю, что мы никогда не сойдемся на чем-то одном, и это нужно принимать как данность.
 
— Еще одно спорное понятие — это «правосудие», — продолжает рассуждать Андрей Юрьевич. — Существует две концепции, условно назовем их западная и восточная. Во втором случае процедура — ничто, результат — все! Судья словно мудрый Соломон. В западной концепции упор делается на честность самой процедуры.
 
— Но ведь суд устанавливает истину, тогда в чем разница между этими подходами? — удивляются присутствующие.
 
— Интересно, как так исковеркал ваше сознание «Первый канал»? — искренне недоумевает правозащитник. — Не зря ведь главный символ правосудия — слепая женщина с весами. Суд всего лишь устанавливает факты. До тех пор, пока вы его сакрализируете, мы будем жить в ГУЛАГе. На чаши весов кидаются разные аргументы: экспертизы, прецеденты. Горящие глаза и правду нельзя кинуть на чашу весов.
 
 
Есть и более сложные понятия
 
— Пандусы — это не справедливость и свобода. Они просто есть или их нет. Вы знаете, сколько людей в мире, по статистике, прикованы к коляскам? 0,1-1%. В России процент значительно больше, так как только за последнее время мы пережили две чеченские войны. Считаем: на 20-миллионную Москву колясочников приходится примерно 100 тысяч. Вы видите их? На Западе сталкиваешься с ними прямо в аэропорте. Потому что есть пандусы.
 
— Мы все принадлежим сотням меньшинств, — неожиданно заявляет Юров, — по этническому, конфессиональному, политическому признаку... И когда власть большинства отправляет вас, меньшинство, в лагеря, лишает доступа к правосудию — тогда ситуация становится нестерпимой. Права человека были придуманы вовсе не для того, чтобы всем жилось хорошо — это невозможно. Это было сделано, чтобы хоть как-то помочь меньшинству защититься от всевластия большинства: права человека словно универсальный щит.
 
— А количество ЛГБТ вы знаете? — приводит другой пример Андрей Юрьевич. — Средняя цифра, на которой сходятся статистики, — 5%. Правда, это не работает в Ингушетии и Чечне. Там, похоже, есть специальный озоновый экран. В поезде Москва-Грозный при пересечении границы 5% мгновенно превращаются в 0%. Но вернемся к той же самой Москве. Выходит, там миллион людей с нетрадиционной ориентацией. Иногда важно просто представить масштаб меньшинств.
 
— Вообще, вы знаете, что такое человек? — внезапно спрашивает у собравшихся Андрей Юров.
 
 
— Homo sapiens, — незамедлительно раздается ответ.
 
— Тогда как определить принадлежность к homo sapiens? Когда человек становится человеком? В законодательстве РФ, например, нерожденный ребенок не считается человеком. Выходит, беременная женщина, потерявшая ребенка из-за нападения хулиганов, может подать заявление только по факту причинения ей физического вреда, но не убийства. Во многих европейских странах зародыш в возрасте нескольких недель уже считается человеком. А в исламских странах — с момента зачатия. Право на жизнь — священное право человека. Но единого стандарта, когда начинается жизнь, нет.
 
 
— Или другой пример — можно ли защищать, скажем, террористов, маньяков, «бандеровцев»?.. Главное свойство пропаганды – никогда не называть другую сторону людьми. Тогда их можно мочить, ликвидировать, зачищать... Нам каждый день говорят, что какая-то часть людей — нелюди. И этому очень тяжело сопротивляться. «Язык — фашист», как сказал Фуко. Кстати, признаюсь, мы помогали и фашистам. Сначала помогали им сесть по 282-ой статье, затем защищали от несправедливого суда. Правозащита начинается не с принятием прав, а с принятием людей.
 
У вас в голове должен быть специальный локатор
 
— Давайте теперь разберемся, что такое общественная проблема, или, как говорят на Западе, общественный интерес? — задает вопрос Андрей Юров.
 
И дает задачу — на размышление:
 
— Представьте, что вы сидите не берегу реки. И вдруг видите: река мимо вас проносит тонущего ребенка. Ваши действия?
 
Единогласно решено, что надо его спасать.
 
— Сидите вы дальше — и вновь видите тонущего ребенка. Вы и его спасаете. Но поток тонущих детей не прекращается. Вы поднимаетесь вверх по реке — и видите огромного монстра, который по очереди выкидывает детей в реку. И что вы будете делать теперь?
 
— Надо строить баррикады! — кричат девушки из Украины.
 
— Ага, и жечь покрышки... — ухмыляясь, добавляет кто-то.
 
— Это все американцы! — продолжают шутить собравшиеся.
 
— Я дальше пойду пиво пить, — смеется кто-то.
 
 
— Знаете, я заметил печальную тенденцию, — резюмирует Андрей Юрьевич. — За последние 8 лет только в одной группе не было предложено ни одного варианта ухода от проблемы: «Уйти пить пиво». Для молодежи сейчас проблемы не реальны, они виртуальны: достаточно просто выключить компьютер. «Молиться» — тоже популярный вариант за последние лет пять. Видимо, у нас кончаются физические силы, и мы начинаем надеяться на метафизические. Но хорошо, что до сих пор встречаются варианты типа «поговорить с монстром» — действительно, вдруг он просто не понимает, что поступает плохо? Или «предупредить детей об опасности» — работа с жертвой, тоже верный подход.
 
— Когда вы решали задачу, внутри вас сработал некий локатор, который должен быть у всех правозащитников, — объясняет Юров. — Вот у Игоря Сажина, члена «Мемориала» из Сыктывкара, он определенно есть. Был такой случай: одна бабушка судилась с соседом — что-то они на своих участках не поделили. Эта бабушка пришла в правозащитную приемную, стала рассказывать о своей беде. Но спор по поводу участка — это не поле деятельности правозащиты — с этим нужно разбираться в судебном порядке. Но тут она вдруг сказала: «Пошла я в канцелярию, а она на верхнем этаже. А я же старенькая, мне тяжело по лестницам подниматься...» И Сажин понял — вот она, общественная проблема! И решили они ее так: засняли на видео, как бабушка, кряхтя и охая, поднимается в канцелярию. В общем, устроили шоу, но оно было честным — поэтому и помогло решить проблему. Но если бы они в подобном случае допустили бы какой-нибудь обман — это бы стало уже пиаром. И тогда это не сработало бы.
 
9,5 шагов к изменению мира
 
О том, как правильно действовать в защиту общественного интереса, Андрей Юров вновь поясняет в образах:
 
— Представьте, что проблема — это большая, длинная стена. Ее нужно разрушить. Для этого есть два способа. Первый — рушить там, где стоишь. А вдруг это самое толстое место? Второй, более продуктивный, — найти слабую точку, самый хрупкий кирпич. Затем его нужно внимательно исследовать. Сделав выводы, разработать план действий: именно по отношению к этому кирпичу, а не к целой стене! В первую очередь, нужно понять, кто наши реальные союзники, кто враги, а кто пока что придерживается нейтралитета. Вот на них в первую очередь и нужно «работать».
 
 
— Следующую стадию я условно называю «Контакт первый», — продолжает разъяснять технологию Андрей Юрьевич. — Не стоит сразу выходить на митинг: изначально нужно пытаться разрешить проблему с помощью правовых механизмов. Иначе подойдут к вам журналисты и спросят: а к тому-то обращались? Что вы ответите? Что про вас напишут? Не забывайте при этом работать с группами: необходимо консолидировать союзников, «раздавить» противников и вызвать симпатию «нейтралов». Затем время установить «контакт второй» — предложить виновному в проблеме лицу ультиматум. Это должно быть такое вежливое обращение: либо мы приступаем к переговорам, либо наша кампания станет еще интенсивнее. Если с вами идут на контакт — это прекрасно. Заключайте соглашение: но только либо письменное, либо под камеру.
 
— А вот до следующего пункта лучше бы не доводить, — предупреждает правозащитник. — Но к ней придется обратиться, если с вами не пойдут на контакт. Она называется «кампания прямого давления». Есть две технологии: разрыв отношений с властью или создание помех для власти — перекрытие трасс, зданий. Сюда же можно отнести практику забастовок по-итальянски — идиотски пунктуальным образом выполнять идиотские предписания. Но помните, что если вы начинаете голодать, то вы должны быть готовым умереть. Но побеждать — это не про героизм. Победитель решает проблему, а герой умирает под стеной.
 
— И, наконец, остался самый важный пункт, — отмечает Андрей Юров, — про который, к сожалению, многие забывают — гражданский контроль за исполнением соглашения.
 
— Но вы перечислили только девять шагов, — замечает внимательный слушатель. — А что же такое половина?
 
 
Андрей Юрьевич вспоминает старый, не очень политкорректный анекдот.
 
Приходит маленький, слабоумный мальчик в аптеку и спрашивает:
 
— Дайте, пожалуйста, хлеба.
 
— Мальчик, это аптека, здесь нет хлеба.
 
Расстроенный, мальчик уходит. На следующий день история повторяется:
 
— Здравствуйте, дайте, пожалуйста, хлеба.
 
— Мальчик, мы вчера уже объясняли тебе, что здесь аптека. Мы продаем лекарства, таблетки, а хлеб можно купить в гастрономе.
 
Эта история продолжалась несколько дней. Под конец добрая аптекарша сжалилась над мальчиком и решила купить хлеба — специально для него. Мальчик, как обычно, пришел на следующий день. Аптекарша, улыбаясь, сказала:
 
— Мальчик, здравствуй! Вот, держи свой хлеб.
 
— А зачем мне хлеб? Я за молоком пришел.
 
— Но ты же спрашивал про хлеб...
 
— Так хлеб я уже в другой аптеке купил.
 
— Так вот, — комментирует Андрей Юрьевич, — правозащитник и должен быть таким вот слабоумным мальчиком, который будет обивать пороги, пока не добьется изменения ситуации. Последние полшага — это «на колу мочало — начинай с начала»...
 
 
***
 
В заключение Андрей Юров провел небольшой опрос: что после семинара хотелось бы участникам? Пусть участники немного устали от двухдневного «просвещения», огонь в их глазах не погас — лишь сильнее разгорелся. Приехавшая из Симферополя Алена Лунева решительно заявила, что она вновь обрела силы вернуться на родину и помогать людям бороться за свои права:
 
— Признаюсь, я была удивлена: у собравшихся здесь людей не было заранее заданного мнения, продиктованного телевидением. Я уже прошла сотни подобных школ, поэтому мне скорее была важна площадка для обсуждения.
 
С ней солидарен и молодой человек из Беларуси (он вежливо поправил: не Белоруссии), представившийся Антосем:
 
— На постсоветском пространстве очень много похожих проблем. Сейчас крайне важен обмен опытом между правозащитниками.
 
Кто-то пришел обрести поддержку своих взглядов. Например, Сергей Блохин, московский журналист-фрилансер «Афиша-город»:
 
— У моего отца просто аллергия на словосочетание «права человека»... А здесь я встретил людей, которые солидарны с моими взглядами. Я понял, что правозащитная деятельность в России необходима, как вода, после 6 мая. Я тоже был на Болотной, не совершил ничего противоправного — лишь мирно протестовал. И меня чуть было не задержали... Каким-то чудом я увернулся от ОМОНовцев, которые шли прямо на меня. Теперь я понимаю, что на месте узников Болотной мог бы быть и я.
 
Семинар, как оказалось, заинтересовал не только братьев-славян. Джованни Маспес, 20 лет назад приехавший в Россию из Милана, тоже провел выходные в Сахаровском центре. В Москве он преподает итальянский как родной, историю, географию в школе при посольстве Италии:
 
— Мне просто стало интересно. Хотелось понять общую философию с исторической точки зрения. Записался на мастер-класс «Просвещение». Мне близка тема прав человека, когда я жил в Италии, я много занимался благотворительностью, работал с детьми, был гражданским активистом.
 
***
 
Рекомендации к прочтению/просмотру от Андрея Юрова:
 
 
 
 
 
Материалы по теме
Мнение
22 октября
Михаил Красулин
Михаил Красулин
Идеологическое подспорье властям для нового повышения пенсионного возраста
Мнение
17 августа
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Кремль всеми силами старается избежать возобновления всеобщей мобилизации
Комментарии (9)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.

— Первое, что необходимо понять: семинары по свержению правительства я пока вести не собираюсь,
--------------------------------------------------------------

Ключевое слово "ПОКА"...

28 мар 2014 18:17

Хорошая лекция... У нас очень многие "сакрализируют" не столько суд, сколько - власть, как таковую. Именно про суд - не про нас.
- Как вас судить: по закону или по справедливости?
- Суди по справедливости, барин.
Это - наше. Поэтому: "Пока вы сакрализируете власть, мы будем жить в ГУЛАГе..."

28 мар 2014 19:29

Коми морт про всякого начальника говорит - "СУДДЯ".

28 мар 2014 19:34

А он мне интересен. Послушала бы его вживую.

30 мар 2014 18:44

Любовь, вот видеозапись его лекции в СыктГУ http://www.youtube.com/watch?v=y3VZm-cB0gM

30 мар 2014 19:08

Спасибо.

28 мар 2014 23:46

Сказал, что в воду... Мы ни пока ни в будущем суд не сакрализировали, и в ГУЛАГЕ не живем... Парень, ты о чем? Грибов поел?

29 мар 2014 00:01

Во многих странах есть пандусы (в основном бессовестных странах, которые грабят других). А еще в большем количестве стран у инвалидов и колясок нет (они там просто умирают или живут без колясок). А теперь вопрос, какое это имеет отношение к правам человека? Вы лучше про двойные стандарты Некоторых Нарушающих Государств бы рассказали собравшимся...

У таких товарищей в голове ГУЛАГ)

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Права человекаЮров