На сегодняшнем заседании Совета по делам инвалидов при главе Коми выступали в основном представители министерств и ведомств. Их отчеты носили довольно бодрый характер, в отличие от тех замечаний, что удавалось вставить общественникам, непосредственно работающим с инвалидами.
Фото Игоря Бобракова.
Как сообщил руководитель республиканского Управления по занятости населения Сергей Козлов, в Коми проживает чуть более 70 тысяч инвалидов, из них около 30 тысяч находятся в трудоспособном возрасте. Из числа обратившихся в службу занятости доля трудоустроенных инвалидов составляет 42,4 процента, что выше общероссийского показателя. За последние три года в рамках создания оснащенных рабочих мест трудоустроено 112 человек, и более 80 процентов из них продолжают трудиться.
По словам руководителя Агентства Коми по социальному развитию Ильи Семяшкина, созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в 41 учреждение социального обслуживания населения.
В этом году 236 инвалидов воспользовались услугами социального такси. На базе Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции организована деятельность лаборатории ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. А при специальной библиотеке для слепых им. Луи Брайля создан центр социокультурной реабилитации детей-инвалидов и информационной поддержки их семей.
1413 семей охвачены программой «Право быть равными», которая с использованием современных технологий и инновационных методик помогает родителям детей-инвалидов использовать гармоничные модели воспитания и в перспективе — оптимальный вариант их социальной адаптации.
Первый заместитель министра здравоохранения Коми Вячеслав Колесников доложил, что в течение нынешнего года сформирован свод паспортов доступности объектов и услуг по каждому государственному учреждению здравоохранения. Из 90 процентов объектов, прошедших паспортизацию, 12 процентов оказались полностью доступны, а 88 процентов — частично, что вызвано тем, что они строились в 30-60 годы.
Заместитель министра образования РК Наталья Студиград сообщила, что удельный вес общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и здоровых детей, повысился с 3,4 процента до 5,8, а к 2015 году достигнет 20. На проведение мероприятий по формированию в регионе сети таких базовых образовательных учреждений в 2013 году была предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 6 миллионов 438 тысяч рублей.
Тогда руководитель Коми общественной организации «Особое детство» Юлия Посевкина поинтересовалась:
— Наталья Ивановна, вы сказали, что в Сыктывкаре уже несколько школ оборудованы для обучения детей-инвалидов. А сколько детей-колясочников обучается в школах?
— Единицы. В основном они обучаются дома — сказывается менталитет родителей, — ответила замминистра.
— И все-таки, сколько детей-колясочников посещает эти школы, на которые было потрачено так много денег? — настаивала общественница.
Однако чиновница не смогла назвать никакой цифры, тогда Юлия Посевкина ответила за нее:
— Я вам скажу — ни одного ребенка.
Выслушав рассказы чиновников о реализации мероприятий по республиканской программе «Доступная среда», председатель Коми республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Маргарита Колпащикова заявила:
— Я, правда, в Сыктывкаре всего два с половиной года, но мне почему-то кажется, что для инвалидов доступны только огромные торговые центры. А жилые дома, особенно новые, мы просмотрели и не нашли таких, которые ну хотя бы на 70 процентов были доступны. Сколько денег республика тратит на капитальные ремонты домов, но при их проведении не учитываются ни вход для инвалидов, ни подход. Ничего не учитывается. А места стоянок для инвалидов оборудуют только в самом конце, подальше, чтобы инвалидов никто не видел.
Уже после заседания Юлий Посевкина призналась «7x7»:
— Отчеты чиновников цифрами вообще ни о чем не говорят. Нужно отчитываться людьми, конкретными примерами.
Общественница привела пример 27-летней колясочницы, имеющей высшее юридическое образование. Она 4,5 года состоит на учете в службе занятости — ей не дают вообще никакой работы. В Сыктывкарской школе она учиться не смогла, пришлось поехать в деревню. Отмечаться в службу занятости она четыре раза в месяц ездит на обычном автобусе — ни разу не смогла воспользоваться специализированным транспортом. На заднюю площадку ее затаскивает мама. Два года назад в автобусе девушку тряхануло так, что она получила перелом позвоночника. Частенько кондукторы пытаются взять с нее дополнительные деньги за инвалидную коляску.
— В прошлом году она с мамой обратилась к Главе Коми Гайзеру с ворохом проблем, — рассказала Юлия Посевкина. — Им ответили, что проблем слишком много — давайте решать по одной. Тогда они попросили отремонтировать тротуар до дому, чтобы можно было проехать к своему подъезду. Тротуар сделали, но почему-то до соседнего дома. Они просили городские власти сделать пандус к подъезду — не сделали. Так что никакой доступной среды для инвалидов в городе нет.
Колпащикова точно про Сыктывкар говорит? Уж в Жёлтый дом то бегает, наверняка видит, что на парковке у ЦУМа (которая со стороны Академии госслужбы) имеются места для инвалидов посредине стоянки, а не в конце. Еще одна стоянка находится с торца Академии, у столовой. Вопрос в том, кто на них паркуется и где в это время находится патруль ДПС? А паркуются там джипари. Пройдите, посмотрите, сделайте замечание в конце концов. По поводу домов, Маргарите Михайловне пора бы знать, что оборудование подъездов для маломобильных групп населения делается в соответствии с требованиями СНИПов, а не по желанию и велению чиновников. Если вы самостоятельно измените проект, даже в пользу кого-либо, у вас жилищная комиссия не примет дом в эксплуатацию. Кто за это будет отвечать? Вот и задайтесь вопросом в своей палате и проработайте его на федеральном уровне и добейтесь внесения изменений в СНИПы.
А где специализированный распиаренный маршрут для инвалидов №50? Сколько раз видел, как у ТПП выходили из него вполне себе здоровые люди. Он вообще сейчас существует? Или пиар закончился?
Редакции: мне кажется, заголовок не соответствует контенту. "ни один школьник-колясочник не имеет возможности посещать учебные заведения" или всё же не посещает? Например, пандус у школы №12 есть.
В Сыктывкаре в школах установлены пандусы№№18,30,33,36,43 и Гимназия№1,выделены с
Хочется г.Колпащикова М.М. объективной оценки. Город столичный и это не Ухта.