Ухтинские общественники собираются активизировать свою деятельность по защите своих экологических прав. Они намерены создать инициативную группу, которая предложит чиновникам и контролирующим органам открытую беседу по болевым точкам Ухты. Об этом вчера договорились участники круглого стола «Общество, власть и СМИ при экологических угрозах», который прошел в ухтинском отделении «Всероссийского общества инвалидов». Мероприятие было организовано интернет-журналом «7x7». В центре внимания собравшихся оказались вопросы строительства пункта временного захоронения радиоактивных отходов недалеко от поселков Шудаяг, Водный и Ярега, а также нефтеразливы. Участники круглого стола подчеркнули, что ни Общественная палата Коми, ни общественный совет при ухтинском мэре не вызывает у них доверия, поэтому надо создать новую площадку для обсуждения важных тем. Кроме того, они обговорили первые шаги: проработка вопроса организации референдума, составление запросов в администрацию города и начало кампании по пересмотру решения о строительстве ПЗРО.
Фото Максима Полякова
Как пояснил в начале заседания круглого стола его модератор, председатель КПК «Мемориал» Игорь Сажин, само мероприятие необходимо для того, чтобы общественность и власти услышали друг друга и научились взаимодействовать в экстренных экологических ситуациях. В качестве неудачных примеров взаимодействия были приведены ЧП с нефтяными разливами на севере Коми и возможное строительство недалеко от Ухты пункта приповерхностного захоронения радиоактивных отходов (ПЗРО).
В начале заседания круглого стола по заявленным темам высказались несколько человек. Свое видение проблемы радиоактивного заражения поселка Водный представил его житель Юрий Колышкин. Он отметил, что в прессе не всегда корректно освещают эту проблему: некоторые журналисты утверждают, что весь поселок заражен радиацией. Однако эксперты нашли только несколько локальных точек, где есть фон — это, в том числе, территория бывших химических заводов №1 и №7.
Юрий Колышкин рассказал, что период полураспада радия составляет 1600 лет. Чтобы ядерные отходы стали полностью безопасными, необходимо 16000 лет. Это означает, что и могильник надо строить с прицелом на это время. Однако по предварительному проекту пункт захоронения рассчитан на 300-500 лет. Это наводит экспертов на мысль о том, что в Коми будут привозить другие радиоактивные отходы, содержащие стронций и цезий. Их период полураспада не такой большой, а значит, они станут полностью безопасными в течение 300-500 лет.
Но больше всего Юрия Колышкина расстроило то, что местные чиновники никак не хотят предоставлять документацию по проекту ПЗРО, чтобы экологи и эксперты смогли ее проанализировать.
Примерно эту же проблему очертила и член инициативной группы поселка Шудаяг Екатерина Руденко. Она отметила, что проект строительства ПЗРО не прошел независимую общественную экологическую экспертизу. Проблема заключается в том, что заказ на ее проведение должна оформить мэрия, которая пока не спешит этого делать.
Добавляет масла в огонь и то, что сотрудники ухтинской администрации закрыты для общения в этих вопросах: например, они до сих пор не выложили на сайте протокол общественных слушаний по ПЗРО.
Усомнилась в честности чиновников и заместитель председателя «Комитета спасения Печоры» Тамара Макарова. Она рассказала про некоторые случаи нефтеразливов в Коми и контроле со стороны властей за ликвидацией их последствий.
— Мы должны заставить нефтяной бизнес повернуться лицом к проблемам нефтяного загрязнения. Должен быть контроль — при этом честный. Ведь в честности контроля нам приходилось сомневаться. Мы встречались со случаями, когда создавалось впечатление, что контрольно-надзорные органы работали не на народ, а на нефтяных олигархов. Вот эту ситуацию надо переламывать, — отметила Тамара Макарова.
Один из организаторов круглого стола, член Общественной палаты Коми и учредитель интернет-журнала «7x7» Леонид Зильберг обозначил проблемы и предложил один из путей выхода.
— Если обобщить вышесказанное, то мы недовольны качеством управления, которое включает управление государственное, республиканское и местное. Наша задача — повышение качества управления. Ответ на этот вопрос — качество управления зависит не от того, какие чиновники, а зависит от того, как мы на них давим. Не давать им спокойно жить — это наша задача. От голодовки или митинга как средств давления не надо отказываться. Но есть регулярные вещи, такие как блоги. Мы пришли сюда предложить себя как площадку, — сказал Леонид Зильберг, предложив в качестве публичной площадки сайт «7x7».
— А как член Общественной палаты, ты можешь предложить какую-то площадку, чтобы эти люди высказались под эгидой Общественной палаты? — спросил у Леонида Зильберга Игорь Сажин.
— Общественная палата апеллирует теми же процедурами. Ведь мы же собрали тут круглый стол и обошлись без Общественной палаты, — парировал Зильберг.
— А Общественная палата может сделать выездное заседание в Водном? Или приехать и провести совещание здесь? — спросил Игорь Сажин, но ответил на этот вопрос депутат совета Ухты Илья Величко.
— У нас уже было выездное заседание Общественной палаты по ситуации на Горького, 10. В итоге Даша (Член ОП РК Дарья Шучалина — «7x7») все перевернула, и мы еще оказались виноватыми, — прокомментировал реальную работу ОП РК Илья Величко.
Новый член Общественный палаты Коми, главный редактор телепрограммы «День» Наталья Крутских отметила, что все-таки видит варианты взаимодействия с ОП РК. Например, если члены ОП РК могут пробить на законодательном уровне вопрос проведения референдумов в тех случаях, когда не далеко от городов планируется строительство или реконструкция радиоактивных объектов.
— Я сам был в Общественной палате второго созыва, — решил вступить в беседу председатель ижемского землячества «Изьватас» Ухты Валерий Чупров. — Там есть команда глухонемых. Они смотрят на Маргариту Михайловну (Маргарита Колпащикова, председатель ОП РК — «7x7») , как там сказали, так и… — фраза Валерия Чупрова о «глухонемых» в ОП РК приобрела двойной, а то и тройной, смысл на круглом столе, проходившем в офисе ухтинского отделения Всероссийского общества инвалидов, бывшим руководителем которого являлась Маргарита Колпащикова.
Именно поэтому Игорь Сажин предложил создать открытую независимую площадку для обсуждения экологических проблем, на которой бы смогли высказываться представители общественности, ученые, власти, СМИ. При этом встречи на ней должны быть регулярными.
— Как вы считаете, такой институт реален? — поинтересовался Игорь Сажин.
— Нет. Общественный совет при главе города связан по рукам и ногам. Я попыталась пробиться к Цхадая, простояла там 40 минут около секретарши, которая говорила мне: «Нельзя! Там боги!» Звоню депутату Госдумы, чтобы спросить его о законе, так его секретарша стала кричать на меня за это. Я же позвонила слуге народа! Взаимодействие происходит, только когда инициатива идет сверху. И если мы сейчас решим эту проблему, то это будет прецедент, — отметила Екатерина Руденко.
— К этому органу доверия нет, к другому органу доверия тоже нет. А у нас вообще есть площадка, которой мы доверяем? — поинтересовался у собравшихся Игорь Сажин.
— Нет! — почти хором ответили участники круглого стола.
— Но потребность в площадке есть, — сказал модератор мероприятия, и никто не смог с этим поспорить.
В итоге на круглом столе было принято несколько решений. Инициативная группа жителей ухтинских поселков, общественники, депутаты и экологи образуют новый орган, который предложит местным и республиканским властями открытый диалог. Выстраивать отношения с чиновниками и запрашивать у них информацию решено через Общественную палату РК и СМИ (интернет-журнал «7x7», телепрограмму «День»). Средства массовой информации будут делать запросы в госструктуры по тем вопросам, на которые чиновники не хотели давать ответы общественности. Также через ОП РК будет поднят вопрос о проведении референдумов по вопросам, которые касаются обустройства ядерных объектов независимо от того, где их планируется расположить.
Кроме того, инициативная группа намерена разработать типовое письмо с просьбой остановить проект обустройства ПЗРО. Предполагается, что жители Ухты, а возможно, и других городов, будут направлять их в мэрию.
— Надо узнать, когда начнется строительство ПЗРО, на какой стадии проект, что сделать, чтобы это не свершилось, — резюмировала предложения Екатерина Руденко.
— Жители Сыктывкара смотрят на Ухту, и никто не думает, что это и их касается. Ведь следующая площадка ПЗРО — Усть-Вымский район, — отметил Игорь Сажин.
— Но проблема гораздо страшнее — мы будем иметь радиоактивную дорогу. Надо учитывать то, насколько квалифицированно работает железная дорога, — подчеркнул Леонид Зильберг.
Зильберг с его умиротворением властей несовместим с активной гражданской позицией...
в офисе инвалидов в Ухте десятки таких круглых столов прошли с нулевым эффектом. всякие сарычевы болтали там наукообразно....
Зачем же так пессимистически? Люди собрались заинтересованные и активные. Будем надеяться на лучшее...
Помните как мы школу в Малой Пере "заинтересованно и активно" защитили?
Люди поднимут голову только увидев смерть...
Жители Шудаяга очень активно сопротивляются против строительства могильника. Были на последнем заседании Комитета спасения Печоры.
В защите своих школ жители Керок и Малой Перы были нерешительны и поэтому проиграли. Я предлагала им оставить детей дома, не везти в интернат. Не послушали... И не закрыли бы школы, если бы было активное сопротивление.Понадеялись на наш "справедливый суд"...
я и говорю, что пока смерть не увидят будут подчиняться власти....
А нахождение радиоактивных отходов на поверхности в непосредственной близости от поселка Водный лучше чем обустроенный могильник отходов?
Инициативная группа противников строительства могильника считает, что отходы следует захоронить там, где они находятся, т.к.при перевозке площадь заражения увеличится. На месте предполагаемого захоронения располагаются дачи жителей пос. Шудаяг, поэтому, они, естественно, выступают против. Это, вкратце,как я поняла из выступленияЕ. Руденко и Ю.Колышкина.
А в Общественную палату как попадают?Максим Поляков,а что это одно лицо на фото дважды на экране,за какие заслуги?
"А в Общественную палату как попадают?"- побольше гуана на Россию вылей, при исполнении Гимна сиди, как зильберг, и будешь там.
Выработка проектов решений - задача экологов. Финансирование, добыча нужной для разработки проекта информации, юридическая помошь -
- задача ОП и Советов депутатов разных уровней. Только в таком взаимодействии появится ДОВЕРИЕ.