Опасность выселения воронежских правозащитников из занимаемых ими помещений не исчезла, но острота проблемы чуть спала.
История Воронежского Дома Прав Человека уходит еще в 1993 год, когда несколько правозащитных организаций арендовали небольшое помещение в историческом здании на улице Цурюпы. Именно эта небольшая комнатка стала центром объединения многих правозащитных организаций региона.
В феврале 2009 года занимаемое правозащитниками помещение приобрело новый статус: было принято решение о создании в Воронеже Дома Прав Человека, второго (после Москвы) в России. Сейчас в структуру ДПЧ входят Воронежский «Мемориал», Межрегиональный профсоюз литераторов, Молодежная Правозащитная Группа, Воронежский клуб журналистов, Конфедерация свободного труда, Молодежное Правозащитное Движение - около полутора десятков неправительственных организаций и структур.
"ДПЧ - это место, где всегда полно людей, которых многие в современном обществе признали бы сумасшедшими - они отказались от карьер и не стремятся заработать как можно больше денег, - рассказывает Иван Ниненко, замдиректора Центра Transparency International - Russia. - Вместо этого они пытаются помочь как можно большему количеству людей"
"Воронежский Дом прав человека - это сообщество с давними традициями открытости, бескорыстия, взаимопомощи. ДПЧ помогает другим некоммерческим объединениям, начиная от правовых вопросов регистрации и деятельности до помощи во внутреннем переживании и самоощущении себя независимым общественным деятелем, соглашается с ним Дмитрий Большаков, директор воронежской арт-группы "Квадрат". - Без сообщества ДПЧ, без его традиций, без взаимной поддержки многие бы оставили гражданский сектор и ушли бы "работать на зарплату".
Волонтеры Дома прав человека и гражданские активисты
благодарят за поддержку
Но через через четыре года после создания над воронежским Домом прав человека нависла опасность ликвидации. 17 мая в адрес одной из ключевых организаций-учредителей Дома Прав Человека-Воронеж - Конфедерации Свободного Труда пришло письмо из Управления имущественных и земельных отношений о расторжении договора аренды и необходимости освободить помещение в течение 3-х дней. А через неделю похожее письмо с требованием освободить помещение до 20 августа пришло другой организации-арендатору - Молодежному Правозащитному Движению.
Начальник информационного отдела администрации Воронежа Никита Чеботарев причины принятого решения объяснил просто: здание - муниципальная собственность, а собственник вправе решать, как распоряжаться своей собственностью. И вообще, собственник вправе принять решение о выселении организаций вне зависимости от важности и нужности того, чем организация занимается! (От автора. Я дважды уточнил: правильно ли я понял сказанное. И дважды получил ответ: "Да, правильно"!)
Воронежские власти мотивируют свое решение необходимостью расширения деятельности муниципального казенного учреждения "Центр молодежных проектов и программ": "Каждый день муниципальное учреждение посещают десятки представителей различных молодежных, волонтерских и других организаций" - заявляют они. Впрочем, у Центра уже имеется более года в оперативном управлении почти триста квадратных метров муниципальных площадей. Трудно сказать, сколько представителей организаций посещают здание горадминистрации, где официально находится МКУ "ЦМПП" (прошу прощения за столь трудно выговариваемую аббревиатуру из официальных документов), но в те дни, когда корреспондент был в Воронеже, уже выделенные Центру помещения на втором этаже многострадального здания были закрыты, а в комнатах на третьем было четыре-пять человек. И совершенно непонятно, сколь оправдано стремление муниципалитета фактически ликвидировать активно работающую, хорошо известную далеко за пределами города правозащитную структуру. Естественно, если это стремление не оправдывать уже цитировавшимся посылом: это наша собственность, и мы будем распоряжаться ею по своему усмотреню вне зависимости от того, сколь это будет плохо для города...
На защиту Воронежского Дома Прав Человека уже встали множество неправительственных организаций и гражданских активистов России и зарубежья.
"Нам постоянно идут письма в поддержку Дома Прав Человека, и сложившаяся ситуация нас тревожит. - рассказал Владимир Белоножкин, руководитель секретариата Уполномоченного по правам человека в Воронежской области, - На наш взгляд, нельзя принимать радикальные непоправимые решения, надо пытаться найти максимально устраивающий все стороны вариант".
Впрочем, сейчас появился слабенький шанс на решение проблемы.
Через пару часов после посещения корреспондентом администрации Воронежа в Доме Прав Человека появились представители муниципалитета. На этот раз разговор был достаточно мирным, более того, было принято решение о проведении переговоров, причем в качестве модератора этой переговорной площадки была предложена кандидатура Татьяны Зражевской, воронежского омбудсмана. Более того, горадминистрация заявила, что "никаких действий по насильственному выдворению организаций не планируется, органы местного самоуправления рассчитывают на конструктивный диалог в этом вопросе".
Естественно, переговоры будут, судя по всему, весьма непростыми. Но они начнутся. И есть надежда, что разум возобладает, что Дом Прав Человека, уже показавший свою важность для развития гражданского общества региона, сохранится.