По мнению Уполномоченного по правам человека в Марий Эл, прокуратура Йошкар-Олы, занявшись поисками «иностранных агентов» среди НКО города, выносила решения на основании «формальных признаков».
Обобщать не стоит, однако в случае с РОО «Человек и Закон» дело обстояло именно так, считает марийский омбудсмен. Просьбу в адрес Уполномоченного высказать свою позицию по поводу региональных особенностей толкования активно обсуждаемой темы НКО, финансируемых из-за рубежа, высказали представители РОО «Человек и Закон». В ответ на официальный запрос Ирина Татаринова представила свое видение ситуации.
«…нам хорошо знакома ситуация с проверкой прокуратуры города Йошкар-Олы относительно выполнения Закона об НКО общественной организацией «Человек и Закон». Итоги данной проверки вызвали общественный резонанс в республике.
Прокуратурой «в соответствии с п. 2 ст. 22, ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре» вынесено предостережение в адрес руководителя общественной организации о недопустимости нарушения закона о некоммерческих организациях в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» на основании вывода о том, что данная организация «при определенных обстоятельствах может выполнять функции иностранного агента».
Данное предостережение вынесено на основании анализа Устава организации. Отдельные заявленные виды уставной деятельности прокуратурой города отнесены к политической.
Первое. В данном документе прокуратуры мы сталкиваемся как раз с широко обсуждаемым расширенном толкованием политической деятельности НКО. Например, к таковой отнесена правозащитная деятельность, где организация заявляет такую форму работы как «содействие к привлечению к ответственности чиновников, злостно нарушающих права и свободы человека». Однако деятельность некоммерческих организаций, направленная на отстаивание прав и свобод с целью влияния на государство соблюдать и защищать права человека (непосредственная обязанность государства, согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации) — не может быть признана политической деятельностью по смыслу обсуждаемого закона. И эта позиция была подтверждена и Министерством юстиции Российской Федерации.
Второе. Даже те виды деятельности, которые были отнесены прокуратурой к политической либо не осуществлялись, либо на них не направлялись иностранные деньги. Но на основании п. 2 ст. 22, ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре» организации выносится Предостережение о недопустимости нарушения закона. Но данные статьи «Закона о прокуратуре РФ» четко указывают основания, при которых выносится предостережение, а именно «в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона».
К сожалению, вынуждена констатировать, что прокуратура города Йошкар-Олы на основании формальных признаков вынесла данное решение. РОО «Человек и закон» — правозащитная организация с большим опытом и серьезным авторитетом среди органов власти, общественных организаций России в деле защиты прав человека. Деятельность и мнение подобных правозащитных организаций важна для общества и государства. Об этом свидетельствуют Указ Президента Российской Федерации от 13.06.1996 № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 25.09.2004 № 1237 «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации», в которых рекомендовано органам государственной власти Российской Федерации оказывать правозащитным организациям помощь в их деятельности».