Возмутительная история с переселением жителей аварийного дома в Йошкар-Оле: чиновники республиканского минстроя, курирующего процедуру, до сих пор держат списки переселяемых в секрете. Люди гадают — дадут ли им право на обещанную комфортную жизнь или поселят «блатных»?
В письме, направленном в ответ на запрос одного из жителей дома № 14 по столичной улице Тургенева, за подписью исполняющего обязанности министра строительства, архитектуры и ЖКХ Марий Эл Михаила Ежова, сообщалось буквально следующее: «…цель строительства многоквартирного дома из стальных конструкций — переселение граждан, из жилья признанного непригодным для проживания, в том ЧИСЛЕ и из дома № 14».
Дом № 12, такой номер присвоили трёхэтажной новостройке, планировали изначально сдать 1 ноября 2012 года. Однако республиканские власти, нашедшие к праздникам средства на форсирование строительных работ по завершению пешеходного моста и открытие новых памятников, так и не сумели вовремя решить проблему финансирования быстровозводимого дома. Дата открытия практически завершённого дома до сих пор неизвестна. Между тем, 19 семей жителей аварийного дома № 12, расположенного на этой же улице Тургенева, в нескольких метрах от новостройки, заметно нервничают: власти обещали вселить их, подкрепили своё обещание официальным письмом, директор ГУП «Специализированное ЖЭУ» на собрании, посвящённом персективам переселения прямо пообещала (по словам жителей дома) переселить их до наступления холодов: «Поэтому не тратьтесь на дрова». За ноябрём наступил декабрь, прошёл январь и вообще, зима уже кончается, а доверчивые жители аварийного дома, чтобы не замёрзнуть, используют электроэнергию, забыв об экономии: мало того, что у них плиты электрические, они вынуждены пользоваться зачастую самодельными отопительными приборами.
Вот что говорит Александр, один из местных активистов борьбы за достойное существование: «В своё время моя жена получила здесь квартиру, как сирота. Долго не хотели давать, лишь после того как я сходил на приём к первому заместителю Главы правительства дело сдвинулось с мёртвой точки. Столько сил потратили, чтобы оказаться в итоге в доме, изношенном на 75 процентов, с печным отоплением, которым не пользуемся, с искрящей электропроводкой, нужником на улице, в который уже и не добраться — наморозило чуть ли не метровую глыбу… У многих из нас дети, они постоянно болеют. Ну кто их (чиновников — ред.) за язык тянул, тогда бы и не обещали ничего…»
По совету знакомых Александр предпринял комплексные действия: разослал запросы во все мало-мальски причастные к строительству дома и переселению в него жильцов организации. Пока, впрочем, ответы продолжают приходить, а главного из них — когда состоится переселение и состоится ли — нет. Дополнительную нервозность привносят непонятные визиты к дому (а расположен он далеко от центральных улиц Йошкар-Олы, в малопрестижном районе, соседствующем с промышленными предприятиями) людей, оценивающих будущее жильё. «Получается, что кто-то уже знает о том, что у него в доме будет квартира, а нам никто не сообщил, что делать!», — возмущаются люди. Есть небольшой шанс, что подобного рода хамство — извещать потенциальных переселенцев в самый последний момент («Собрать вещи в 24 часа!») — в порядке вещей для чиновников Марий Эл. Именно так, в авральном порядке, прохдило переселение из аварийных домов и раньше (свидетельствовали сами переселявшиеся). Ситуация же, сложившаяся на улице Тургенева, стоит несколько особняком: 24-квартрная новостройка, как и её законные переселенцы из аварийных домов находится в ведении республиканских властей, а не муниципальных. И если муниципалы в последнее время заранее публикуют список домов, идущих на снос, то вот с единственным в Йошкар-Оле республиканским домом власти, кажется, переборщили, заранее сделав всё для того, чтобы окрестить происходящее непрозрачной и несправедливой схемой. Место для расстроенных, но пока не обманутых в ней уже прочно заняли обнадёженные официальным заверением чиновника жители соседнего дома № 14. Ну, а последний слух, который подтверждает конспирологическую версию всего происходящего, утверждает, что аварийный дом на Туhгенева из спецфонда (республиканская структура), будет передан одной из городских жилищно-эксплуатационных компаний (муниципальная собственность). Таким хитроумным способом чиновники-обещалки смогут подкинуть обманутых людей городским властям — пущей де они позаботятся…