Строительство многоквартирного дома на месте заброшенного, забытого, закрытого в самом начале советского периода Тихвинского кладбища может расколоть общество. С целью найти точки соприкосновения в непростом вопросе, под эгидой регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» прошла встреча представителей общественности и интеллигенции с чиновниками, отвечающими как за исторические памятники, так и за застройку в центре исторических городов Марий Эл.
О ходе раскопок, предшествовавших началу строительства рассказал археолог Юрий Зеленеев, начальник Центра археолого-этнологических исследований МарГУ. Все предыдущие раскопки, связанные с застройкой исторической территории Царевококшайска (а это и исследования деревянного царевококшайского кремля – на его месте воссоздан нынешний кирпичный Кремль, а также раскопки на месте отстроенного заново Воскресенского храма и соседствующего с ним комплекса жилых и административных зданий и восстанавливаемой Входоиерусалимской церкви) также проводились под руководством г-на Зеленеева.
Он напомнил историю Тихвинского кладбища: основано в первой половине XVIII века, вероятно, после эпидемии чумы. Кладбищенский храм Тихвинской иконы божьей матери построен в 1774 году. В те времена эта территория была расположена за городом, границы которого проходили в районе улицы Советской. Захоронения на кладбище продолжались до 1926 года, когда оно было официально закрыто. Через несколько лет - в начале 1930-х годов - была выдвинута инициатива о превращении территории старого погоста в парк. Могильные холмики были снивелированы, кресты и надмогильные камни сломаны и разбиты, частично вывезены с территории кладбища. Территория его в наши дни частично занята парком аттракционов, частично – зданиями и сооружениями, возведёнными в 1970-х и в более позднее время.
Раскопкам на территории строительства предшествовали демонтаж зданий, в своё время входивших в реестр зданий, ценных с исторической и архитектурной точек зрения, утверждённый правительством РСФСР в июле 1991 года и не отменённый до сих пор (эта реплика принадлежала Николаю Аракчееву – руководителю Марийского регионального отделения общества «Мемориал»). По информации г-на Аракчеева – деревянные строения - здание женской гимназии (а в последние годы существования – воскресной школы) и кукольного театра были включены в упомянутый реестр.
Ну, а раскопки, проводившиеся в течение восьми месяцев 2012 года, дали уникальный материал исследователям истории Царевококшайска. Историки установили статус кладбища – общегородское. Было раскопано и исследовано 1400 захоронений. Известно, что население Царевококшайска в XIX веке не превышало полутора тысяч человек. Хоронили умерших, зачастую оборудуя специальные склепы из кирпичей. Возможно, именно поэтому сохранились многие детали одежды.
Часть останков, обнаруженных и исследованных, после обязательной панихиды, была захоронена в общей могиле на территории, прилегающей к Тихвинской церкви. Другая часть сейчас исследуется и вскоре будет захоронена подобным же образом. Вывод, который г-н Зеленеев не сделал, напрашивается – лишь по причине строительства стало возможно проведение масштабных исследовательских работ. Не появись застройщик – территория оставалась бы заброшенной. Г-н Зеленеев считает, что сведения о царевококшайцах прошлого после раскопок, проведённых на тихвинском кладбище, пополнились бесценным материалом: "Я бы даже предложил установить памятник неизвестному царевококшайцу. На основе обнаруженных останков мы можем воссоздать достоверные черты лица – вероятно это будет смешанный тип. Нам удалось установить, что большое число захоронений принадлежат царевококшайцам, чьими родителями, предками были и русские и марийцы.
Арнольд Муравьев
К качеству работы археологов претензий нет, но что делать со стройкой, ведущейся на месте кладбища? По мнению историка и краеведа Арнольда Муравьёва, подобное строительство – неуважение к памяти предков. Другой историк, почётный гражданин Йошкар-Олы Ксенофонт Сануков, попытался обратить внимание на нравственную позицию людей, которые будут жить в доме, строительство которого вскоре, вероятно, будет завершено. Точка зрения представителей власти, высказанная специалистами Управления по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия (участниками«круглого стола» были начальник – Александр Хват и консультант – Аурика Михеева) – для того, чтобы не возникало подобных конфликтных ситуаций в будущем, необходимо проведение экспертизы - является ли то или иное здание, сооружение объектом культурного наследия. Причем денег в бюджете на подобные цели не предусмотрено. Так что, когда может быть произведена культурная экспертиза в историческом центре Йошкар-Олы – сказать сложно. Между тем, процедура эта стоит немалых, по словам чиновников, средств. Так, планируемая в следующем году экспертиза Шереметьевского замка в Юрино обойдётся в 150 тысяч рублей. На исследование трёх исторических объектов в Йошкар-Оле – дома Пчелина, дома Советов и Вознесенского храма требуется 300 тысяч рублей. Бюджетные же возможности ограничены.
Участниками «круглого стола», посвящённого проблеме застройки в исторической части Йошкар-Олы, очевидно нерешенной, могли стать представители Марийской епархии. Приглашение им было направлено, однако по каким-то причинам православную общественность не взволновал неоднозначный факт. Зато по мнению представителя Управления архитектуры Йошкар-Олы, главного художника города Василия Ершова, общественности нужно было проявлять активность не в тот момент, когда дело дошло до строительства, а на стадии публичных слушаний, проходивших два года назад.
Надгробный камень с кладбища
Чем же может закончиться история очевидно законного с юридической и аморального с человеческой точек зрения строительства жилого дома на бывшей кладбищенской территории? Ответ на сложный вопрос можно не давать, достатотчно переложить его решение на будущих или уже появившихся покупателей жилья? Директор музея истории Поволжского государственного технического университета Нина Рыжова поделилась своими предчувствиями:
- Надеюсь, «выплывет» как-то так, что решение вопроса будет положительным.
Очевидно, что г-жа Рыжова имела в виду отмену строительства дома (в эти дни строители уже достраивают ударными темпами второй этаж здания).
Насколько возможен такой сценарий развития событий - сказать сложно. На приглашение общественности не смог откликнуться Главный федеральный инспектор по Марий Эл Роман Береснев. Правда, встречу посетило доверенное лицо Президента России – заместитель директора Национального театра драмы им. М. Шкетана Эдуард Александров.
Случайно обнаружил пример, как это бывает в Китае: http://bigpicture.ru/?p=356390
Очень показательный пример!
В Китае и не такое бывает. http://bigpicture.ru/?p=352226
Молодцы за актуальную тему. Серьёзный вопрос подняли.