11 декабря в обсуждении законопроекта об уполномоченном по правам предпринимателей в регионе, помимо членов ОПКО, приняли участие представители Правительства и Законодательного Собрания области, Вятской торгово-промышленной палаты, Лиги предпринимателей, общественного Фонда «Содействие» и других общественных организаций, представляющих интересы бизнеса.
Фото пресс-службы ОПКО
Проект закона подготовил и представил региональный общественный фонд поддержки предпринимательства "Содействие". Его председатель Олег Кайсин пояснил, что документ написан на основе проекта Федерального закона, поэтому требования к кандидатуре уполномоченного и его полномочия аналогичны, а вот механизм выбора отличается принципиально. Если федерального омбудсмена назначает Президент РФ по согласованию с бизнес-сообществом, то кандидатура регионального выносится Губернатором или областными депутатами за Законодательное собрание, где и принимается решение о выборе. Пункта о согласовании кандидатур с предпринимателями в проекте областного закона нет.
Именно этот момент и стал одним из самых обсуждаемых. Большинство присутствующих сошлись на том, что кандидатура уполномоченного должна обязательно пройти через фильтр общественного мнения.
- Мы выбираем еще одного чиновника, чтобы защититься от произвола других, или хотим иметь своего представителя, заинтересованного в решении проблем бизнеса? Если последнее, то его кандидатура должна обязательно согласовываться с предпринимателями, - считает член Общественной палаты Владимир Сысолятин.
Вопрос в том, как учесть мнение всего профессионального сообщества. Секретарь Общественной палаты Тахир Мамедов предложил определить механизм согласования кандидатуры омбудсмена с теми, чьи права он будет защищать.
Присутствующие предложили Палате выйти на общественные организации, представляющие интересы бизнеса, с предложением принять непосредственное участие в обсуждении кандидатур или провести внутреннее голосование.
При этом, по мнению предпринимателей, это должны быть областные организации, соответствующие хотя бы одному из следующих критериев:
- Федерально-интегрированная общественная организация;
- срок существования организации не менее 5 лет;
- организация представляет интересы отдельной отрасли (например, сельского хозяйства).
Члены Общественной палаты и другие участники «круглого стола» поддержали предложения, а также решили направить в Законодательное собрание рекомендации по внесению в областной законопроект условия о согласовании кандидатуры Уполномоченного с представителями бизнес-сообщества.
Еще одной важной темой обсуждения стали полномочия омбудсмена.
Как оказалось, из Федерального закона многие полномочия омбудсмена уже вычеркнуты. Например, после последней редакции исчезло право уполномоченного приостанавливать акты муниципальных образований.
- Практически не оставлено полномочий позволяющих хоть сколь либо реально влиять на ситуацию. Уполномоченный вправе только направлять, направлять и направлять, - заметил член Общественный палаты, вице-президент ВТПП Андрей Усенко.
В результате обсуждений предприниматели и общественники предложили ОПКО выйти на Государственную Думу и Общественную палату Российской Федерации с просьбой вернуть некоторые полномочия омбудсмена, вычеркнутые из проекта Федерального закона.
«7x7» обратилось за комментарием по спорным вопросам к тому, кто, собственно, и выдвинул идею о создании должности уполномоченного по правам предпринимателей больше года назад – к Багиру Шарифову.
- Год назад в журнале «Меркурий» я предложил ввести такую должность для защиты добросовестных предпринимателей от недобросовестных органов власти и чиновников, - рассказал корреспонденту «7x7» директор компании «Интеройл» Багир Шарифов. - Я за то, чтобы эта кандидатура поддерживалась предпринимателями, причем не бизнес-чиновниками и не власть-предпринимателями, а именно предпринимателями и предпринимательскими общественными организациями. А также конкретными лицами, причем большими буквами напишите: имеющими репутацию в обществе и среди коллег. Я категорически против того, чтобы бизнес-депутаты выбирали уполномоченного для лоббирования личных интересов. Думаю, что у нас достаточно информационных (в том числе интернет-ресурсов) и других ресурсов, для того, чтобы получить объективное мнение и отличить человека, имеющего хорошую репутацию.
Что касается вопроса полномочий омбудсмена, я считаю, что эта должность должна быть наделена чрезвычайными полномочиями: достаточными, чтобы приостановить любой арест, любой рейдерский захват, который, ввиду несовершенства законодательства, может быть согласован судом и прочими инстанциями. Речь о том, чтобы наделить его полномочиями, равными полномочиям полпреда, но распространяющимися на конкретную сферу. Уполномоченный по правам предпринимателей должен быть настоящим, а не понарошковым.