Уважаемый Владимир Владимирович!
Вы — последняя надежда для ветеранов Архангельского тралового флота.
Вы ратуете за укрепление патриотического воспитания в нашей стране, и мы с вами всем сердцем.
Вас волнует судьба моногородов. Вы говорите о том, что нужно работать индивидуально по каждому городу и никогда не забывать, что за каждым увольнением — судьбы людей, положение российских семей, положение детей. И наша тревога о том же.
23 октября в Минэконоразвития рассматривались варианты приватизации Архангельского тралового флота. Нас очень обеспокоило, что среди прочих прозвучало и предложение продать акции АТФ через аукцион. Это значит, есть вероятность увода флота из Архангельска.
Но уважаемый Владимир Владимирович! Наш тралфлот — не просто предприятие, это национальное достояние Архангельского края и России. И вырвать его из Архангельска — как сердце пересадить. Исход может быть летальным. Это самое дорогое, что есть у нас, наших детей, внуков.
Юридически Архангельский траловый флот был образован в 1920 году. Но это не просто дата рождения конкретного предприятия. Это год рождения промышленного рыболовства России, и начиналось оно именно в Архангельске. Уже потом будут Мурманск, Дальний Восток, Прибалтика.
Создавался наш флот силами, старанием, умом и добросовестностью моряковпоморов. Они приходили на флот из поморских деревень, жители которых занимались рыболовством не один век. Отсюда родом династии капитанов, мастеров добычи и обработки, механиков. Для поморов промысел всегда был родной стихией. Он — в генах многих поколений рыбаков, и эту связь нельзя разрушать.
Возьмите статистику по Героям Социалистического Труда в рыбной отрасли всего бывшего Советского Союза. Все они както связаны с Архангельском. Рыбаки, именами которых названы улицы в Мурманске, тоже наши поморы. Во времена главка Севрыба судам нашего тралфлота плановые задания всегда давали больше, чем другим. Называлось это — «15 процентов на архангельских капитанов». Потому что лучшие! Потому что за ними уникальная архангельская школа. И по любой специальности так. Хочешь стать хорошим судоводителем — научись тралы вооружать и чинить, вот тогда с тебя и на мостике толк будет.
Понимаете, Владимир Владимирович, для некоторых чиновников, что дрова продать, что тралфлот — одинаково. А нам и представить страшно, как будет жить без него Архангельск, особенно Фактория. Она ведь и называется так — рыбацкая слобода. Здесь все на тралфлот завязано. Да и сам район на деньги рыбаков построен. В каждой семье: рыбак или судоремонтник, ветеран флота или курсант рыбопромысловой мореходки, которая тоже на Фактории. Пацаны, что в ней учатся, знают: Архангельский тралфлот на практику возьмет, потом на работу. А не будет флота?
У рыбаков — ветеранов в каждой факторской школе подшефный класс, с юнгашами встречаемся. А тралфлотовский музей чего стоит! Да сюда не только школьники со студентами — губернаторы с зарубежными послами приходят, нет такого другого в стране!
И все это — не мелочи. На традициях совесть рыбацкая формируется.
За последние двадцать лет скольких флотов уже не стало. Где мурманские Мурманрыбпром, рыбакколхозсоюз, промразведка? Сколько траулеров брошено мелкими компаниями в портах Норвегии, выжмут все из судна, а до судьбы экипажа и дела нет.
Архангельские рыбаки тралфлот сохранили: и суда, и репутацию. Даже в лихие девяностые в браконьерстве не замечены, потому что бережное отношение к кормильцу морю — это тоже в традиции, это от прадедов, что на Грумант ходили.
В 2003 году, чтобы спасти тралфлот от банкротства, рыбаки согласились урезать зарплату на 40 процентов. Дожидаясь квот, которых так не хватало в то время, подрабатывали кто грузчиком, кто шофером, а с флота не уходили. Появились квоты — вернулись все.
Архангельский тралфлот — единственный на всю отрасль, кто сумел успешно выйти из банкротства, наладить экономику. Вот, говорят, долги сейчас у предприятия большие. Так ведь долги долгам рознь. Наши рыбаки взяли кредит, чтобы модернизировать и вернуть в строй три самых молодых и мощных траулера тралфлота, которые были похищены у предприятия международными аферистами во время работы в Мавритании. Сколько судебных процессов в разных странах выдержали, возвращая государству его собственность, сколько денег рыбацких на это ушло... Но сейчас-то суда в строю. И флот с прибылью работает, его только поддержать надо, а не из города уводить.
В наше время говорили: один рыбак в море дает шесть—семь рабочих мест на берегу. А ведь это правда. Архангельский тралфлот не только плавсостав работой обеспечивает. Для двух районов Архангельска наше предприятие — градообразующее. Даже в годы экономических потрясений АТФ сохранил всю береговую инфраструктуру. С одной стороны Маймаксанского ковша — судоремонтная база флота, большинство наших траулеров обслуживаются здесь. С другой стороны — рыбоперерабатывающий завод АТФ, один из самых современных в регионе. Не будет флота — не нужна станет и вся эта инфраструктура. И куда людям идти? Значит, безработица, разрушенные семьи, несчастные дети и старики, пьянство и криминогенная обстановка. И это не десятки, а десятки тысяч сломанных судеб!
Но главное — это рыбный порт Архангельского тралфлота. За последние годы на деньги предприятия два новых холодильника здесь построили, чтоб еще больше рыбы в родной порт везти. А уберут флот из Архангельска — кто Север наш кормить будет?
Поэтому ветераны тралового флота уверены: приватизация Архангельского тралового флота должна проходить только в виде конкурса, когда будут прописаны социальные обязательства: сохранение флота в родном Архангельске, сохранение рабочих мест и береговой инфраструктуры предприятия. А еще нашему флоту нужен хороший инвестор, чтоб не только за тралфлотовскими квотами гонялся, но и был готов его развивать. А квоты свои наши рыбаки и без чужой помощи освоят.
Очень просим Вас, Владимир Владимирович, выясните у чиновников из Министерства экономического развития, думают ли они об этой самой социальной составляющей при проведении приватизации тралфлота, и если думают, что именно.
Очень надеемся на Вашу поддержку.
По поручению ветеранской организации АТФ:
капитаны: Филипп Гуляев — Герой Социалистического Труда, Владимир Бобрецов, Александр Бобров, Георгий Гуринович, Иван Дегтярёв, Владимир Лупачев, Алексей Рашев; председатель обкома профсоюза работников рыбного хозяйства Геннадий Хвиюзов.
Больной умер. Вскрытие решено не проводить.