С 5 по 14 сентября в Норвегии состоялся учебный курс для журналистов Северо-Запада России под общим названием «Развитие нефтегазовой индустрии. Норвежско-российское сотрудничество». Участники образовательной поездки: работники СМИ из Архангельска, Северодвинска, Апатит и Мурманска. Столицу Заполярья в поездке по главным местам Северного Королевства, связанных с добычей «чёрного золота», представлял корреспондент «7х7» Александр «БОБ» Борисов.
Сфера нефти и газодобычи в Норвегии одна из самых прозрачных в мире. Она и превратила бедную северную страну в одну из богатейших. По данным ООН, по уровню доходов населения, жизни и комфорта проживания Норвегия сейчас на 1 месте.
За последние 40 лет общая сумма заработка на добыче «черного золота» составила 8 триллионов крон. И все добытые полезные ископаемые принадлежат народу. 78% прибыли от добычи нефти идет в казну государства, из них 28% - общий по стране налог на предпринимательскую деятельность, и 50% - так называемый «нефтяной» налог.
В течение всех 9 дней, проведённых в Норвегии, российские журналисты встречались не только с чиновниками от нефтегазовой отрасли и мэрами городов, но и со своими коллегами, посетили главную в стране телерадиокомпанию «НРК», познакомились с работой холдинга «Афтенпостен», возглавляющего печатную индустрию. Также россияне нанесли визит в редакцию региональной газеты Хаммерфеста «Финнмарк Дагблад» и приняли участие в утреннем совещании, по нашему – «планерке», газеты «Ставангер Афтенблад». Особо хотелось бы отметить, что некоторые вопросы от русских акул пера, особенно тех персонажей, для кого это был первый визит за границу, переводчики просто не могли адаптировать на норвежский язык.
- Как, у вас нет заказных статей?
- А что это?
- Ну, когда кто-то даёт вам деньги и диктует условия того, о чём должно быть написано в материале.
- Я не понимаю, как это – диктует условия.
С первого курса всем студентам, будущим журналистам, прививают моральные основы и ответственность за публикацию. Закон о свободе слова в Норвегии был утверждён в 1999 году. Он действует на любом уровне: в школе, организациях, государственных учреждениях.
«Протокольных съёмок», когда журналистам разрешают присутствовать на обсуждении принятия изменения законодательства или внесения поправок в бюджет только 5-15 минут, как в России, в Королевстве, естественно, нет. Ограничение касается только тех моментов, когда бизнес структуры ведут переговоры. При этом они обязаны до или после заседания рассказать представителям СМИ о вопросах, обсуждаемых темах, и дать комментарии.
Настоящая свобода слова, уважение со стороны общества, открытость чиновников — то, что так поражает россиян, для норвежцев норма.
Фото: Надежда Щур; Игорь Катериничев.
Конечно, были ещё многочисленные музеи, морское путешествие по маршруту «Хаммерфест – Трумсе», и неформальное общение – но об этом – более подробно читайте уже в блоге...
А чему учили?
Адекватному восприятию реальности:) Узнал хоть что-то про нефтяной бизнес - и изменил своё мнение о Норвегии. Познакомился с страной с другого ракурса.
Посмотрели как относятся к коренному народу у нас и в Норвегии?
Про саамов и отнношение к ним властей Норвегии немного написал в посту про Хаммерфест ))))