Сегодня, 3 октября, в Сыктывкарском горсуде продолжилось слушание дела по заявлению московского Фонда в поддержку демократии «ГОЛОС» и газеты «Гражданский голос», требующих признать незаконными действия Территориальной избирательной комиссии (ТИК) Сыктывкара и семи участковых избирательных комиссий города на выборах 13 марта, в результате которых корреспонденты вышеназванной газеты были удалены из помещений комиссий во время подсчета голосов избирателей. Вызванные в качестве свидетелей экс-председатель столичного ТИКа Юрий Болобонов и трое председателей участковых избирательных комиссий в суд не явились, чем по-существу сорвали сегодняшнее заседание. Судья Елена Нагибина пригрозила, что в случае очередной неявки, она будет вынуждена распорядиться о их принудительном приводе.
Напомним, внештатные корреспонденты учрежденной влиятельной некоммерческой организацией «ГОЛОС» газеты «Гражданский Голос» 13 марта с.г. следили за ходом голосования на 17 избирательных участках Сыктывкара. Право нахождения их на участках было согласовано с председателем Избирательной комиссии Коми. Однако, когда начался подсчет голосов избирателей, сотрудники газеты были удалены с семи участков. Председатели участковых комиссий аргументировали свои действия по удалению корреспондентов распоряжением, полученным по телефону из ТИКа.
В ответ на жалобу, поданную координатором «ГОЛОСа» Анной Берген, посчитавшей происшедшее нарушением избирательного законодательства, ТИК вынесла постановление об отсутствии нарушения, сославшись на то, что корреспонденты «Гражданского голоса» не имели аккредитация при ТИКе, обязательность которой для представителей СМИ прописана в регламенте комиссии.
«ГОЛОС», в свою очередь, сославшись на федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в котором нет ни слова о необходимости аккредитации СМИ для присутствия на заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, обратился в суд, попросив признать незаконными решение ТИКа, выразившееся в издании приказа для участковых избирательных комиссий об удалении корреспондентов газеты с участков при подсчете голосов, и действия семи участковых комиссий (№№ 4,15,17,19,20, 22, 61), выполнивших этот приказ.
На предварительном судебном заседании, состоявшемся 5 июля, представитель «ГОЛОСа» и газеты «Гражданский голос» Александр Кикоть обратился к суду с ходатайством о вызове в качестве свидетеля теперь уже бывшего председателя Сыктывкарского ТИКа Юрия Болобонова, но получил отказ.
Месяц спустя, когда дело стало рассматриваться по существу, дейтсвующий зампредседателя столичной ТИК Анджей Скаковский пытался заверить суд, что каких-либо решений об удалении журналистов с участков 13 марта комиссией не принималось. Однако допрошенные затем в качестве свидетелей трое внештатных корреспондентов «Гражданского голоса», наблюдавших за голосованием 13 марта на избирательных участках №№ 4,20 и 22, рассказали суду об одном и том же: в полдевятого вечера, перед началом подсчета голосов избирателей, их выпроводили из помещений участковых комиссий, сославшись на поступившее из ТИКа распоряжение. Более того, Екатерина Каракчиева, выполнявшая корреспондентское задание на участке №4, получила справку за подписью председателя участковой избирательной комиссии Анатолия Меркурьева, в которой сообщалось о «приказе», пришедшем из ТИКа.
На этот раз уже у судьи Елены Нагибиной появились вопросы к экс-председателю ТИК Сыктывкара Юрию Болобонову, а также к председателям участковых избирательных комиссий №№ 4, 20 и 22, которые были вызваны в качестве свидетелей на сегодняшнее заседание.
Однако в суд к назначенному часу никто их них не явился.
«Безобразие, - дала оценку этому факту судья и обратилась к председателю ТИК Сыктывкара Всеволоду Хорунжему, лично представлявшему в суде ответчика: - Вы какую-то связи с ними поддерживаете? Или выборы кончились, и все..?»
- У нас новые начались почти, - откликнулся председатель теризбиркома.
- Но они — регулярно привлекаемые товарищи? - задала уточняющий вопрос Елена Нагибина.
- Ну, большая часть — да.
- Тогда у меня убедительная просьба разъяснить им, что, если они не явятся еще раз, я оформлю принудительный привод. Придется приводить их сюда с помощью милиции.
Судья продемонстрировала присутствующим 4 невскрытых конверта: «Они не просто не явились, они отказались от получения извещений».
Посмотрев после этого представленные истцами две видеозаписи с избирательных участков, откуда были незаконно удалены корреспонденты газеты «Гражданский голос», судья назначила следующее заседание по делу на 17 октября.
я балаболил в это время
Юра! Я Не в теме...А о Тебе всегда Доброе вспоминаю...Леша Крутиков...
Вы явно в подавляющем меньшинстве. Я не знаю людей кто говорит о Болобонове хорошо. Не грамотный юрист, а о человеческих качествах вообще умолчу.
Он Моя студенческая юность... И я пристрастен,а не объективен...И не стыжусь....Ну и если против,кого ополчились Почему не поддержать гонимого...