За появлением так называемого "письма 55" может стоять администрация президента и лично Владислав Сурков. Как пишет Газета.Ру, об этом сообщили некоторые подписавшиеся под письмом в защиту судебной системы на фоне второго обвинительного приговора экс-руководителям "ЮКОСа". По их словам, с ними связывались сотрудники администрации президента и говорили, что подписать "Сурков попросил". Официально авторство письма приписывается московскому юристу Денису Дворникову, который и разместил текст с подписями на сайте возглавляемым им общественного комитета "За открытость правосудия".
Однако некоторые подписанты признали, что письмо их просил подписать не Дворников, а советник департамента гуманитарной политики и общественных связей управления по внутренней политике администрации президента Сергей Мельников. С кем-то из подписавшихся разговаривал руководитель этого департамента Иван Демидов. Мельников в департаменте курирует связи АП с Общественной палатой и работает с президентским Советом по правам человека, он же принимает участие в рабочей группе, занимающейся распределением грантов НКО.
Некоторые, по словам Дворникова, отказались подписывать, сославшись на отсутствие времени, чтобы разобраться. Были и те, кто отказался в открытую - среди них директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты Александр Брод и председатель "Деловой России" Борис Титов. Брод подтвердил изданию, что отказался подписывать письмо вполне осознанно: "Оно мне показалось односторонним: безусловно, недопустимо никакого давления на суд. Но должен быть и общественный контроль". Сам он, по его словам, поддерживает предложение экс-судьи Конституционного суда Татьяны Морщаковой, предложившей провести экспертную оценку делу Ходорковского.
Дворников участие Мельникова и Демидова в написании письма и сборе подписей под ним отрицает. Если бы сбором голосов занималась администрация президента, подписанты были бы посолиднее, сказал он.
3 марта адвокат Анатолий Кучерена, депутат Госдумы Владислав Третьяк, дрессировщики Аскольд и Эдгард Запашные, телеведущая Тина Канделаки, певец Николай Расторгуев, а также некоторые другие общественные фигуры выступили против "особого подхода" ко второму процессу по делу "ЮКОСа". В открытом письме они заявили, что судебная система в России подвергается дискредитации. По их мнению, система требует реформирования, однако "делать это под давлением отдельных институтов и лиц, тем более находящихся в конфликте с законом или допускающих возможность его выборочного применения, бессмысленно и опасно". По мнению авторов обращения, необходимость глубокого реформирования системы правосудия в России очевидна, это признается и президентом, и гражданами, и самими представителями судебного сообщества. "Дискуссия по наиболее резонансным судебным делам последнего времени не является сравнительным анализом доказательной базы – большинство ее участников не знакомы с материалами следствия и по сути обмениваются взаимными упреками и обидами на почве личных политических пристрастий", – сказано в обращении.
14 февраля помощница судьи Хамовнического суда Наталья Васильева дала сенсационное интервью Газете.Ру и телеканалу "Дождь" 14 февраля ( видеоверсия интервью). По ее словам, в ходе процесса по второму "делу Ходорковского" на судью оказывалось давление из Мосгорсуда, а приговор писал вовсе не он. Данилкин назвал высказывания своей помощницы клеветой. "Заявление Васильевой – это клевета, опровергнуть ее можно только в установленном законом порядке, то есть путем подачи соответствующего иска в суд", – сказал он. Однако иска к Васильевой не последовало, более того, позже он заявил, что не будет увольнять помощницу и судиться с ней.
30 декабря 2010 года судья Виктор Данилкин приговорил Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к 13,5 годам лишения свободы. Поскольку они не отбыли полгода наказания по первому приговору, то окончательно суд приговорил их к 14 годам. Зачитывая приговор, Данилкин заявил, в частности, что исправление Ходорковского и Лебедева возможно только в условиях изоляции от общества. По его словам, Ходорковский и Лебедев осознавали преступный характер своих деяний, а также их последствия. Поскольку они признаны вменяемыми, то могут и должны нести ответственность за содеянное, сказал Данилкин.
Сам Михаил Ходорковский называет свое второе уголовное дело политически и коррупционно мотивированным и утверждает, что процесс инициирован людьми, которые не хотят его выхода на свободу. Уголовное преследование бывший глава нефтяного гиганта объясняет тем, что он поддерживал независимую оппозицию в России.
....интересное получается кино, ребята -)... "говорили, что подписать "Сурков попросил" - а на поверку-то не просил Сурков...вот такое интересное кино...да и что на Суркове-то клинит?...
Даже если и попросил Сурков, то что? Попросил же, а не приказал с пистолетом у виска. Могли и не подписывать, если не хотели.
От кормушки отлучат!!!
Позиция Александра Брода вызывает уважение. Я мысленно поаплодировал ему.
запашные канделаки какие-то получились...