Сегодня в конференц-зале гостиницы «Авалон» состоялось итоговое заседание Общественной палаты (ОП) Коми первого созыва. Хотя никто из выступавших ни разу почему-то не назвал имени члена федеральной Общественной палата Игоря Шпектора, создавалось впечатление, что его региональные коллеги вели с ним заочную дискуссию.
Напомним, нынешним летом Игорь Шпектор публично и весьма резко раскритиковал ОП РК за беззубость, что получило широкое освещение в СМИ. Теперь критикуемые получили возможность также публично ответить.
Началось заседание, как и полагается, с выступления председателя ОП РК Галины Князевой. Для начала она подвела итоги работы палаты за прошедший год. ОП РК провела вместе волонтерами республиканскую акцию «Живая георгиевская ленточка» в честь юбилея Победы – обратилась к жителям Коми высадить как можно больше бархатцев, цвета которых совпадают с цветами георгиевской ленточки. В Год Учителя ОП РК совместно с педагогической общественностью провела серию слушаний и круглый стол по вопросам модернизации средней школы. Вместе с учеными Коми научного центра и столичных вузов обсуждали и проблемы модернизации экономики. Правда, по признанию Галины Князевой, новых предложений не было дано. Прошли также круглые столы по вопросам повышения энергоэффективности с приглашением экспертов из разных областей, по институту банкротства, по оценке деятельности саморегулируемых общественных строительных организаций. И еще целый ряд мероприятий.
Говоря об общих итогах деятельности ОП РК, ее председатель заявила, что, по ее личному мнению, палата стоит где-то посередине между ангажированными и управляемыми властью общественными организациями (в качестве примера она привела Совет ветеранов РК) и творческими людьми.
– Самое главное – мы смогли сформировать экспертное сообщество, – сказала Галина Князева. – Что позволяло нам предлагать решения в рамках финансовых возможностей региона. Но почему они не воспринимались властью?... А вот стоило одному из членов Общественной палаты вывести людей на улицу с требованиями повышения оплаты труда бюджетникам, как уже на следующий день Глава встретился с этими людьми. А ведь мы по бюджетникам работали давно и давали очень конструктивные предложения. Не хотелось бы, чтобы уличные мероприятия стали главными инструментами в работе.
Задетый за живое обвинением в ангажированности председатель Совета ветеранов РК Петр Байда заявил, что «власть – это тоже институт гражданского общества, и мы не можем себя противопоставлять ей, потому что и они граждане России и Республики Коми». А ветеранские организации, по словам Байды, «не такие уж простые – они зубастые, кусают Главу и нас».
От лица общественников-«двоечников», которые редко посещали заседания ОП РК, выступил председатель Союза композиторов Коми Михаил Герцман. «И все-таки я благодарен судьбе, что за время общения в палате познакомился с замечательными и умными людьми, – признался композитор. – Я даже не думал, что в Сыктывкаре так много умных людей. И это очень здорово и очень приятно!».
А вот выступление председателя Ассоциации национально-культурных объединений РК Леонида Зильберга был совсем нелицеприятным:
– В первую очередь я хочу поблагодарить Галину Алексеевну Князеву, которая работала, находясь под непрерывным и очень серьезным давлением. Второе, что я хотел бы сказать: палата создавалась как площадка для выпускания пара. Это звучит не серьезно, но это полезная функция – при выпускании пара общество видит что-то у себя внутри. Однако наша власть идет по пути бесконечного упрощения: она отказалась от реальной многопартийности, от конкурентной политической борьбы, от свободы слова. И вот покрутив в руках не очень удобную штуку – Общественную палату – власть отказалась и от нее. То, что сейчас собираются из нее сделать, это не более чем инструмент манипуляции с хорошей и удобной ручкой и так далее. При этом власть забывает, что мы живем на деградирующей территории, на которой, если не начнется некое общественное возрождение, мы придем к экономическому и политическому коллапсу.
По мнению Зильберга, нужно ставить вопросы возрождения парламентаризма, создания региональных политических партий, что запрещено нынешним законодательством. Но Общественная палата тоже имеет смысл, только без всякого государственного участия, без нелепых назначений ее членов через Главу и Госсовет. Это должна быть открытая система, и, исходя из логики сегодняшнего дня, правильнее будет, если она перекочует в Интернет.
Завершилось итоговое заседание традиционным фуршетом.
Игорь Бобраков
«7х7»
"Я даже не думал, что в Сыктывкаре так много умных людей. И это очень здорово и очень приятно!"
Михаил Львович, много - это сколько? Типа: один, два и "много"? Ну, а ТАК много, стало быть, значительно больше? Больше чего? Страшно подумать:)
Читаю или слушаю Зильберга и удивляюсь, как точно описывает все волнующие вопросы, происходящие в нашем регионе. Именно его речь и является самой правильной – потому что она честна. Виляние хвостом перед чиновниками – это честь представителей общественности? Члены Общественной палаты – раз вы уже ими стали, уважайте себя, цените то, что вы теперь можете сказать о проблемах и довести свою позицию до власти. Имейте совесть отказаться от членства – если не можете или боитесь принимать решения и отстаивать свою точку зрения. Жалко, что Князева не будет дальше работать в ОП, хотя один в поле не воин.
Когда власть делегировала людей от своего имени представлять ее -власть в Общественной Палате, то власть взяла какие-то моральные обязательства. Но как оказалось власть и мораль понятия несовместимые. Ни на одно заседание ОП, несмотря на приглашения, представители власти не ходили. Перед кем же в таком случае выпускать пар? Или как говорили в подобных случаях в старину, перед кем "метать бисер", если "свиней" при этом нету? А потом у кого из представителей власти поварачивается язык говорить о недостаточной действеннности ОП. Отказ посещать мероприятия ОП, это фактически не только попытка помещать ее плодотворной работе состороны органов власти, но и попытка дискредитировать саму идею общественого контроля и содействия со стороны общества.
глядя на фотографии П. Байды и М.Герцмана, я сначала подумал: ну вот, любовь власти к Общественной палате настолько велика, что даже форму сшили...
Ошибочка вышла, конечно, "подумала"