«7х7» представляет новую рубрику, в рамках которой сменяющие друг друга обозреватели в формате свободной беседы будут обмениваться мнениями по поводу событий, происходящих в республике и за ее пределами. «49 бесед» - годовой цикл, а поскольку нынешний год для «7х7» получается неполным, завершающая беседа первого цикла подведет черту под следующим 2011-м годом.
Публикуем расшифровку первой беседы, участниками которой стали издатель «7х7» Леонид Зильберг и журналисты Дмитрий Сахаров и Сергей Сорокин.
Сергей Сорокин (в дальнейшем — С.С.): - Ну. что — начнем с визита Путина, я полагаю?
Леонид Зильберг (Л.З.): - Да.
С.С.: - Что сразу бросились в глаза...По сравнению с визитом в 2006 году, куда большее внимание было уделено его охране. А ведь четыре с половиной года назад Путин был президентом...По данным источников, непосредственно рядом с премьером во время его передвижений по Сыктывкару находилось около 30 человек. В городе «под ружье» была поставлена вся милиция плюс силовики из других структур. Кстати, в апреле 2006 года корреспондентов выходившей тогда в свет газеты «Зырянская жизнь» не аккредитовали на мероприятия с участием президента, и тогда наш фотокорреспондент совершенно свободно заснял встречу прилетевшего Путина со стороны сельхозугодий, примыкающих к Сыктывкарскому аэропорту.
Дмитрий Сахаров (Д.С.): - Что, залег в лопухах и спокойно снимал?
С.С.: - Да, именно так и было. Теперь представьте: а если бы это был не корреспондент и в руках у него была бы не камера?..На этот же раз все подходы к аэропорту были зачищены и охранялись солдатами. Вот факт для размышлений по поводу того, куда двигалась наша страны в последние четыре года. Ощущение такое, что...
Л.З.: - Что за ним идет охота...
С.С.: - И что он — представитель оккупационной власти на оккупированной территории.
Л.З: - Ну, это, может быть, одна из причин. Вторая причина — это некое неконтролируемое разрастание всех силовых структур, которые должны же чем-то заниматься. Вот та же ФСО (Федеральная служба охраны - «7х7»), она выдулась из-под какого-то колпака и пошла в рост. И так происходит со многими структурами. А по поводу ощущений, что они находятся на территории оккупированной страны... Тут вопрос: то ли это, действительно, так, и до них доходят реальные сигналы, то ли их дезинформируют разные аналитические и прочие службы, посылая некие ложные сигналы. Я думаю, что на самом деле происходит сгущение общей атмосферы неуправляемости, и отсюда - непонимание того, в какой стране они живут. Сбились все прицелы, что называется, поэтому и реакция такая.
Д.С.: - Их представления о стране, которой они управляют, не соответствуют тому, что в стране происходит на самом деле. Отсюда все эти странные выверты с охраной, отсюда пиар-поездка по Сибири и Дальнему Востоку на автомобиле «Лада Калина Спорт» и т.п. Мы, честно говоря, ждали, что и в Сыктывкаре он появится на чем-то типа желтой «Калины Спорт», то вместо нее появился огромный «Мерседес»...Но мне несколько другой момент хотелось затронуть. Для губернаторов приезд определенной когорты лиц — Медведева, Путина, Патриарха — это признак некой состоятельности. Типа, ну, круто, ко мне Путин приезжал, да...Так вот, Гайзер, не избыв года своего срока, как-то сумел обеспечить приезд премьер-министра в республику, что делает ему честь, в каком-то смысле. Другое дело, что вопросы, которые здесь обсуждались, по моему представлению, на уровне Рослесхоза и Минпрома России.
Л.З.: - Значит, встает вопрос: зачем он все-таки приехал...
С.С.: - Я думаю, что приезд Путина был жестко приурочен к открытию новых мощностей ОАО «Монди СЛПК», сооруженных по проекту «Степ». Были заранее согласованы день, час, когда Путин должен был приехать и нажать символическую кнопку запуска. Отличный пиар-ход: в 2006 году поговорили о модернизации производства на СЛПК — в 2010-м Путин приехал «принимать работу». Но! Накануне, как это часто бывает с мероприятиями, в которых участвует Путин, изменилось, на более позднее, время прилета. А австрийцы, насколько я понимаю, люди обязательные и щепетильные в том, что касается точности. Я представляю, какое раздражение могла вызвать у них необязательность премьера. Это наши ждали бы начальника, сколько угодно: прилетел бы ночью — провели бы церемонию ночью...
Д.С.: - Как в прошлый раз, когда детей-лыжников держали много часов на Республиканском лыжном стадионе, пока Путин не соизволил заехать туда.
С.С.: - Да, когда он, наконец, прибыл туда на несколько минут, дети успели посинеть от холода... А тут западная культура, западное самоуважение. Так что ждать премьера не стали и открыли новое производство без него. Думаю, для Путина это стало неприятной неожиданностью.
Л.З.: - Но вот прозвучало на «7х7» предположение, что Путин приехал посмотреть в глаза Гайзеру...
Д.С.: - Кто-то помнит, а они встречались раньше? Скажем, в формате «губернатор отчитывается перед премьером» или же еще как-то?
С.С.: - По-моему, нет.
Л.З.: - Я не могу вспомнить точно, но то, что я знаю о процессе назначения Гайзера на пост главы, свидетельствует о том, что он, действительно, был креатурой Медведева. К Путину это назначение не имело никакого отношения. Поэтому резоны посмотреть, что собой представляет Гайзер, у Путина, конечно, были.
Д.С.: - Думаю, здесь уместно будет коснуться ситуации в республике в контексте общероссийском и контексте историческом. С моей точки зрения, довольно четко прослеживается соответствие наших руководителей стилю верховных вождей и характеру эпохи: Ельцин — Спиридонов, Путин — Торлопов, Медведев — Гайзер. Есть ощущение, что что-то принципиально меняется. Пусть не очень резко, пусть не очень внятно и понятно, но, тем не менее, эта смена вех происходит. В этом смысле, мне кажется, что сейчас такое время, когда эпоха Медведева пытается завоевать позиции, занять все больше и больше сфер. И по каким-то параметрам мне сейчас Медведев напоминает раннего Путина, когда он, с одной стороны, делал какие-то жесты лояльности по отношению к Ельцину и его команде — Касьянов во главе правительства и т.п. - а с другой стороны, постепенно все дальше и больше отходил от этой линии. Мне кажется, Медведев сейчас ведет себя примерно таким же образом. И, что интересно, таким же образом ведет себя и Гайзер. Он не вполне самостоятелен сейчас — я имею ввиду, не от Москвы, а от той среды, в которой он сейчас находится. Несмотря на всю условность этого сравнения, я бы так сказал: Гайзер — председатель колхоза имени Торлопова. Он номинально возглавляет этот «колхоз», он поменял там пару-тройку доярок и пастухов, но главный зоотехник, главный агроном и главный осеменитель остались и гнут свою линию.
Л.З.: - И секретарь парткома — тоже.
Д.С.: - Да, и секретарь парткома...
С.С.: - Остались пока...
Д.С.: - Да, пока. Вот невозможно представить себе правительство Спиридонова без Каракчиева, так же, как невозможно представить себе правительство Торлопова без связки Зарубин-Чернов. Вполне могло бы быть - и разговоры об этом велись, - что Каракчиев мог проработать при Торлопове годик-два. Так и сейчас — Чернов дорабатывает, что называется, оформляет закрытие эпохи.
С.С.: - Между тем, можно сказать, что Медведев на этой неделе сделал самостоятельный президентский шаг, отправив в отставку Лужкова. Путин, находясь в Сыктывкаре, это решение прокомментировал, на мой взгляд, более чем странно. Я бы понял, если бы он сказал, например, что Лужков в последнее время не справляется с работой, или что он развел в Москве непотизм. Путин же произнес более чем странные для государственного деятеля фразы: «Отношения у мэра с президентом не сложились...(Лужкову) надо было своевременно предпринять необходимые шаги для нормализации этой ситуации». Это - что, государственный подход в решении кадровых вопросов? Кстати, по моим сведениям, в ближайшее время ситуация с отставкой мэра Москвы может повториться на уровне нашей республики. «Нашему Лужкову» тоже предложили подать в отставку, причем инициатива исходила будто бы не от самого Гайзера, а, скажем так, от «черных сил» в Желтом доме, недовольных направлениями, по которым идут в последнее время столичные финансовые потоки. Мэру предложили на выбор: либо он уходит сам, либо ему помогут. В прокуратуре находится обширный материал оперативного характера, собранный подразделением по борьбе с экономическими преступлениями, который оппоненты мэра обещают пустить в ход в том случае, если он будет упорствовать. По информации источников, ситуация должна разрешиться - так или иначе - буквально в ближайшее время. Что интересно, последней каплей, переполнившей чашу терпения, будто бы стала победа одной московской фирмы в тендере на ремонт сыктывкарских дорог, средства на который в сумме 227 млн. руб. пришли из федерального бюджета. Но эти деньги, по некоторым сведениям, именно потому и пришли в республику, что заранее была достигнута договоренность о том, кто их будет в конечном счете осваивать.
Л.З.: - Все логично. То ли в силу сужения «кормовой базы», то ли в силу разрастания этих вот группировок, но безболезненно делить сферы, как это у японцев называлось, сферы сопроцветания, уже не получается. Вот этот монолит, который как-то существовал и функционировал, перестал функционировать. Возможно потому, что, как я уже писал, каждая вышестоящая инстанция так сильно залезла в кормушку нижестоящей, что та, в свою очередь, должна залезать в еще более нижестоящую.
С.С.: - Выросли аппетиты...
Л.З.: - У всех выросли аппетиты, все полезли в чужие епархии. В итоге, как следствие этой вертикали, каждая последующая нижестоящая инстанция становится все более политически ничтожной. И вопрос потери экономического влияния в этой ситуации — это просто вопрос времени. Не избирается губернатор — рано или поздно у него отбирают все. Что делает губернатор? Лезет в карман мэра. И т.д... Если же вернуться к разговору о кадровых изменениях, то тут есть интересные вещи. Скажем, говорят о заместителе главы, который отвечает за социалку. Эти разговоры уже давно шли, но в последнее время стали как-то сгущаться...
С.С.: - Опять же говорят, что после «местного Лужкова» следующим претендентом на уход по жесткому сценарию является как раз зам по социалке. Какие к нему претензии? Якобы заключаются они в том, что отдал обслуживание всей социальной сферы подконтрольным ему бизнес-структурам.
Л.З.: - А вспомните историю со снятием Орды. Там получилось, что, с одной стороны, была некая структура, которая пыталась, скажем так, показать некое благолепие, существующее в республике, а с другой стороны, некий деятель с колоссальными рычагами, который совершенно откровенно делал такие вещи, которые в эту картину благолепия вписать невозможно. Здесь, похоже, повторяется та же история, причем вот в каком еще смысле: один и тот же человек является одновременно и куратором социалки, и куратором тарифов, дорожного строительства. К тому же, по разным данным, является держателем некой казны. То есть, он отвечает за учителей, врачей и прочие самые несчастные категории бюджетников, и он же ответственен за ситуацию, при которой те же учителя и врачи не могут заплатить за свою квартиру. И таким образом пополняется вышеназванная казна. С точки зрения благолепия - ситуация безумная. Поэтому так или иначе, исключая даже личные факторы, по системным параметрам ситуация должна как-то исправляться.
Д.С.: - Согласен. Я думаю, Гайзер в силу своего менталитета склонен к выстраиванию таких достаточно простых и понятных схем управления, в которые созданные при Торлопове схемы и рычаги не вписываются. С этой точки зрения, через какое-то время, когда Гайзер почувствует собственные силы и возможности и обретет некую самостоятельность, мне кажется, можно ожидать каких-то серьезных решений. И, дай бог, чтобы это пошло дальше. Пока же, как показывает ситуация, его кадровые возможности исключительно малы. Как говорит твой приятель, Леонид (кивает на висящую на стене кабинета фотографию знаменитого футбольного тренера Авраама Гранта), у него короткая скамейка запасных. Выставить, собственно, некого. Те назначения, которые были проведены в начале карьеры — это, своего рода, сублимация, он выхватил из других сфер людей, известных ему.
Л.З.: - А вот нет впечатления, что Гайзер слегка побаивается политической сферы, что его, может быть, даже немножко запугало его окружение возможными негативными процессами в этой сфере? Такое ощущение, что он боится даже лишние контакты себе позволить из-за того, что они могут быть неправильно поняты и освещены в СМИ.
Д.С.: - Возможно, такое есть. Но есть и другое объяснение. Гайзер в беседе с одним моим знакомым, предлагавшим ему поддержать некий творческий проект, раскрыл свою концепцию управления: я не буду вмешиваться до тех пор, пока у нас есть министр культуры. Плох он или хорош — не важно, он есть и должен за это отвечать. Он склонен выстраивать такую систему, которая мне отчасти британскую напоминает, где отраслевой министр — хозяин в своей отрасли, и ему никто не указ. Помните историю, когда Россия требовала от Великобритании выдачи Закаева, и Путин, будучи президентом, встречался с Тони Блэром?.. Тот ему объяснил, что вопрос о выдаче в последней инстанции решает министр внутренних дел. И Закаева не выдали. Теперь представьте себе, что подобные вопросы у нас решает Нургалиев...
С.С.: - Хорошо, но есть понятие «политика кабинета Блэра». А что-то про политику правительства Гайзера можно сказать?
Л.З.: - Говорить пока можно только о проявлении неких характерных черт. Вот, например, они проявились при формировании Общественной палаты РК. Было известно, что первоначально формированием ее состава занимались Чернов и Марущак...Кстати, это показывает, на самом деле, в чем видят власти роль этой общественной палаты. Если изначально она задумывались «павловскими» как место для выхода пара и туда приглашались люди, которые, действительно, этот пар исторгают, то сейчас эта функция умерла, во всяком случае, в видении наших республиканских властей. Общественная палата стремительно превращается в инструмент, такой политтехнологический инструмент накануне выборов. Так вот, Гайзер в той части списка, которым занимался он, проявил, скажем так, нежелание работать с беспокойными людьми. Причем даже не с оппозиционерами, а с теми, кто, например, забрасывает его письмами...
С.С.: - А известно, что лично Гайзер занимался списком?
Л.З.: - По моим данным, да, по крайней мере, своей десяткой, и он лично не захотел видеть ряд людей, которые его беспокоят.
С.С.: - Перевод председателя палаты на бюджетный кошт, в общем, подтверждает твое утверждение, что Общественная палата РК рассматривается теперь исключительно как еще один инструмент власти.
Л.З.: - Персона председателя тоже о многом говорит. Этот человек не ориентируется в общереспубликанских процессах. Речь о Маргарите Колпащиковой, которая возглавляет ухтинское общество инвалидов. По моим данным, вопрос с председателем уже решен. И опять-таки, на мой взгляд, на ее кандидатуре сошлись именно по технологическим причинам. Меня недавно поразило то, что, например, в Москве миллион инвалидов. Думаю, у нас в республике сопоставимые цифры в процентном отношении. Если так пойдет дальше, то у нас скоро вообще останутся две категории населения - чиновники и инвалиды. Это некая проекция в будущее, к которому ведет современный тренд развития. Поэтому роль инвалидов в электоральных процессах — возрастающая. А что такое инвалиды и их лидеры? Понятно, что это максимально зависимые люди. Причем тут еще есть нюанс достаточно тонкий: их и обижать-то нельзя, да? И это обстоятельство цинично используется властями. То есть, они, используя, в том числе, названный нюанс, хотят вывести Общественную палату из-под критики. Как должно реагировать на такие вещи гражданское общество — это отдельный разговор.
Вот-вот, претензии к мэру не носят принципиальный характер, не касается работы. Не поделился, только это и имеет значение...
весьма интересна. С моей точки зрения здесь заложена такая форма, как маркетинг соучастия.
Но формат свободной беседы как раз и подразумевает принцип "Трех Л"- любой, в любое время, в любом месте. Насколько этот формат может иметь большой информационный запрос.
"Инвалидную" кулису хорошо подметил...
Вывод только один - когда Гайзер пнет Чернова, кто будет управлять связями с обществом???? Если действительно он управлял выборами в Общественную палату, то, похоже, он вообще не понимает принципов контакта с обществом и скоро, при всей своей не вертикальности, наворочает такого, что, боюсь, этот перекос может завалить всю его систему власти. К обществу нельзя подходить с лекалами бизнеса!!!
Начинание "аналитика на фокус-группе" показалась мне интересным. Участники производят впечатление людей информированных и думающих. Что интересно, в этой форме собеседования произошло также расширение площадки публичного внимания к темам и фамилиям news maker-ов - а это для региона уже know how. Остаётся пожелать начинанию уважительного отношения к именам и сюжетам регионального социально-политического и культурного (надеюсь) развития - по мне, так не стоит двигаться в сторону панибратского похлопывания по плечу (а это, как вижу, тоже возможно), точнее было бы стараться понять объективные причины обсуждаемых сюжетов и занятых в них имен...
Все конечно хорошо, но диалог длинный и читать трудновато. По отдельности все интересны, а вместе получилась книга, которую я до конца почитаю только тогда, когда у меня будет больше свободного времени. Извините, если что не так.
Павел Олегович достаточной грамотен. Заменит. Однако пока приходится гнуть линию "Ч".
мы будем рады. Этот человек много сделал для Ухты и способен ещё больше - для Республики. По крайней мере, я ей верю.
А кто говорит, что она удобна для власти, прав. Но не потому что она конформистка, а потому что деликатна и интеллигентна
"Картина Репина" - Охотники на привале. Сейчас такие разговоры на каждой кухне можно услышать, ну или через одну... А в чем суть проекта?
разговоры за пределы кухни вывести
вернее, остануться чиновники-инвалиды... при такой-то тенденции
Все мои знакомые полагают, что Орда попался на взятке и ему пришлось уйти.
И до боли знакомо. Что-то есть от Ильфа и Петрова. Стоит привлечь в качестве источников знакомых знакомых знакомых. И поговорить о жизни на Марсе:)
Виталий, сразу видно, что отпуск у тебя не заладился. Настроение язвительное. Ты нас еще пикейными жилетами назови....
Про Марс, кстати, поговорить можно. Приходи. Ведь Шахов - это голова!
в самом деле - интересно. Язвительность у меня - черта характера. У вас получился очень удачный, практически - равносторонний, треугольник. Никто не тянет одеяло. Этого трудно добиться. И даже в Голове Шахова что-то осталось. Так что - спасибо. А пикейные жилеты лично мне очень даже симпатичны. Люди хоть чем-то интересуются:) Ничего язвительного тут, вроде, и нет. Пошутить-то можно?
1. Я во время приезда Путина был в Сыктыкаре. Стоя у Дома Быта, видел как следует правительственный эскорт.Людям резало глаза, что все машины с тонированными стеклами,ведь буквально несколько дней назад был принят закон, запрещающий тонирование лобовых стекол, и в нем, вроде, не говорилось об исключениях из правил. Значит, законы у нас писаны не для всех!
2. В тот же вечер слышал по ТВ выступление В.Гайзера, заверившего Путина, что Республика в этом году имеет дополнительные доходы, которые решено потратить на постепенное увеличение зарплаты бюджетникам.я понял: 1.заверил Путина, что дополнительные средства не нужны - справятся сами.
2. никто не собирается возвращать бюджетникам долги за 3 года, будут только по крохам добавлять зарплату, чтоб хоть чуть-чуть прикрыть инфляцию.