Конечно, главная новость недели – продолжение шпионской истории, обмен с Америкой по выгодному курсу один к трем. Даже меня тут спрашивают по Интернету, означает ли обмен Сутягина, что он все-таки виновен. Обмен Сутягина, конечно, не означает, что он виновен, по той простой причине, что обмен Буковского на Корвалана не означал, что Буковский является шпионом Пиночета или США.
Но если подтвердятся сообщения о том, что список представила именно американская сторона (а в этом списке, по крайней мере, двое – реальные шпионы, причем абсолютные мерзавцы, которые служили в том же самом ФСБ и свою родину продавали за банку сметаны), то это гораздо хуже выглядит для Сутягина. Вообще, на мой взгляд, несколько дней творилось нечто неприличное. Потому что со стороны адвокатов Сутягина, со стороны семьи шли утечки, что он такой несчастный, вот он согласился, подписал помилование, не помнит, кто там еще был в списке.
Когда совершился обмен, выяснилось, почему шли эти утечки. Потому что в списке очень невыгодные для Сутягина соседи. Как-то этот тезис о том, что он был в таком волнении, что он не запомнил, кто еще в списке, вызывает большие вопросы, потому что есть четыре фамилии, из них, как я уже сказала, Скрипаль и Запорожский просто шпионы.
С Геннадием Василенко очень сложная история, я бы очень хотела ее услышать. Я думаю, может быть, она даже более интересная, чем история Сутягина, и совершенна для публики не раскрыта. Потому что, с одной стороны, это человек, который еще в бытность свою в КГБ в 1986 году был заподозрен в том, что он завербован американцами. Его вывезли из Южной Америки, где он в этот момент работал на Кубу, чуть ли не в ящике привезли в Россию, но потом выпустили.
После этого он был фактически одним из основателей службы безопасности у Гусинского. Когда в 2006 году его арестовали – причем предъявляли ему не шпионаж, а вооруженное сопротивление сотрудникам милиции, еще какую-то ахинею, – это выглядело абсолютно как месть Лубянки за то, что человек работал на Гусинского. Но это очень тихая история, хотя, на мой взгляд, гораздо более интересная, чем история Сутягина.
Вообще, моя главная претензия к истории Сутягина в том, что она пиар перегрета. В ней сострадание публики используется для человека, который, на мой взгляд, гораздо меньше достоин сострадания, чем многие другие ученые, которые сидят за решеткой, в частности, Решетин и Данилов.
Я, допустим, сегодня еду и слышу, как родственники Сутягина говорят, что он до сих пор не выходит на связь. Я приезжаю в «Новую газеты», и мне Дима Муратов говорит: «Мы уже связались с Сутягиным, мы договорились, что он нам напишет о том, как происходил обмен». Что это за глупый такой пиар, что по-прежнему поднимается шум вокруг имени Сутягина, в то время как он умудрился связаться даже с «Новой газетой» и всё опишет.
Слава богу, что Сутягин свободен, потому что, конечно, он не совершил ничего такого, за что стоит давать 15 лет. Но мое мнение остается неизменным – никакая история не нанесла больше вреда людям, ученым, сидящим за решеткой, чем история Игоря Сутягина. Шпион из Сутягина ровно такой же, как из Анна Чепмен или Синтии Мерфи. Синтия Мерфи делилась в своих шифровках соображениями по поводу рынка золота, почерпнутыми где-нибудь в «Нью-Йорк таймс». А Сутягин в докладах делился информацией о подводных лодках, почерпнутой приблизительно из того же источника.
Сразу скажу, что Сутягин был большим фанатом подводных лодок, он их страшно любил, как Том Клэнси. И в этом была его проблема. Проблема этих 10 российских горе-шпионов не в том, что они сообщали что-то секретное, а в том, что они жили в Штатах под чужими именами, ахинею свою перегоняли по передатчику. Т.е. проблема работы на другую страну – это не проблема содержания, это проблема формы.
Вопрос – является ли актом шпионажа, если ты по секретному передатчику сообщаешь таблицу умножения? Американская юстиция ответила на этот вопрос «нет, не является», шпионажем не является, но использование передатчика – нехорошая вещь. Российская юстиция, отчасти в силу упрямства Сутягина, ответила на этот вопрос «да»: если ты несекретные сведения передаешь черт знает кому, то является.
Напомню, что фирма, для которой Сутягин писал свои доклады, говорила, что она инвестиционная фирма, что она интересуется инвестициями, при этом почему-то интересовалась подводными лодками. Фирма реально не существовала, называлась Alternative Futures и была зарегистрирована на неких граждан Надю Локк и Шона Кидда, которые и вели переговоры с Сутягиным. Но это были фальшивые британские паспорта, которые растворились, как только началось расследование.
Самое страшное во всей этой истории, что в российской науке, действительно, царит такой 37-й год. Есть масса ситуаций, когда ученым предъявляются обвинения, которые находятся за гранью добра и зла. Я упоминала имя Ивана Петькова. Это Институт физики твердого тела в Черноголовке. Это человек, который разработал способ производства синтетических сапфиров. И вот за то, что он пытался эту технологию наладить за границей, его арестовали и посадили.
Есть академик Решетин, он совершенно официально заключил контракт с китайцами на разработку аппаратуры, которая перешла дорогу ГЛОНАССу. Сидит. Есть красноярский физик Данилов, в собственном институте на собственном стенде он совершенно официально испытывал для китайцев что-то там космическое. Ему присудили опять же шпионаж. Хорошо. Если это шпионаж, то что же мы тогда будем делать в Сколково?
Я уже упоминала другой комический случай. В Екатеринбурге сажают человека по имени Геннадий Сипачев. Причем Сипачев признает свою вину, ему дают четыре года, по минимуму. Шпионаж Сипачева заключается в том, что он бесплатно меняется картами с фирмой East View Cartographic, т.е. делает почти то же самое, что Сутягин - но.
Во-первых, Сипачев это делает бесплатно, он является фанатом карт, точно так же как Сутягин является фанатом подводных лодок. А во-вторых, фирма East View Cartographic, в отличие от фирмы Нади Локка и Шона Кидда, это большая известная фирма, которая является лидером в этом сегменте рынка. Это рынок военных карт Азии, серьезный рынок. Эта фирма имеет представительства в Москве и Пекине, и эти представительства в Москве никто не тревожил. Т.е. в Москве есть представительство фирмы, а в Екатеринбурге человеку дают четыре года за то, что он шпионил на американскую разведку.
Все случаи, которые я перечислила, являются малоизвестными, в отличие от дела Сутягина. Я пытаюсь понять, почему в случае Сутягина есть эта гигантская либеральная волна, общественное мнение, а в случае Петькова или Сипачева ее нет. Чем несчастный Петьков провинился? Он делал то, что должен делать любой технолог. Если бы американцы сажали за то же самое, то они посадили бы всех, начиная от руководства Google и кончая руководством Intel, потому что все они в Китае делают сборочное производство.
Более того, в конце концов мы Китаю передаем технологию изготовления такое военной техники, как те же самолеты СУ. Т.е. в чем провинились Решетин или Данилов? И ответ заключается в том, что дело Сутягина раздуто с точки зрения пиара, у Сутягина был адвокат Борис Кузнецов, который очень опытный в этом смысле адвокат. Он его защищал бесплатно.
Но стратегия адвоката могла быть двоякая. Либо ты признаешь, что да, ребята, мы тут на какую-то странную фирму работали, но, извините, получилась глупость, реально же никто не нашпионил, реально никакого ущерба России нет, меньше ущерба принесли России, чем Синтия Мерфи принесли ущерба Америке. В таком случае, конечно, Сутягин, может быть, получил гораздо меньший срок, но вряд ли у адвоката был бы большой пиар. В случае, когда начинается рванье на себе рубашки с криком «знать ничего не знаем, кровавый режим, ученый не обязан знать, на кого он работает», клиент получил по максимуму, а адвокат стал защитником обездоленных.
На мой взгляд, это очень страшная история, когда оказывается, что либеральное общественное мнение, оно так же стадно, как мнение патриотов. Потому что самая простая вещь – чтобы Россия хоть как-то нормально развивалась, в ней технологические открытия не должны быть уголовно наказуемы, в ней не должна быть атмосфера, которая царила в 15-м веке в Европе, когда любой человек, который проявляет к чему-то любопытство, может угодить в лапы инквизиции.
И если мы протестуем против такой атмосферы, а потом первым номером в списке пострадавших оказывается имя Сутягина, который все-таки, если я не ошибаюсь, заведующий отделом научно-технического сотрудничества в Институте США и Канады, т.е. человек, который должен приблизительно ориентироваться в том, как устроен мир, должен проверять фирмы, для которых он пишет доклады. И когда первым номером в списке пострадавших идет раскрученное имя Сутягина, то получается, что правы те самые кровавые ФСБшники, которые говорят: «Мы правильно шпионов сажаем», – а не общественность.
Кстати говоря, к вопросу о других помилованных. Почему-то никто не обратил внимания, что там еще 16 человек помилованных. Я бы сказала, что у нас президент Дмитрий Анатольевич Медведев очень храбрый президент. Он у нас только что накинулся с критикой не на кого-нибудь, а аж на трех вожатых, из-за которых утонули дети на Азове. А перед этим он сурово критиковал не кого-нибудь, а аж владельца клуба «Хромая лошадь». Был еще случай, президент Дмитрий Анатольевич Медведев критиковал, страшно сказать, людей, которые провалили Олимпиаду. Но Мутко он все-таки не уволил. Дмитрий А
Республика Коми
Юлия Латынина. Код доступа. Радио "Эхо Москвы"
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
...Юлия Латынина, конечно, изрядно информированный журналист, с очень легко возбудимой психикой и быстрым торможением процессов в коре головного мозга - много пишет на широкий круг тем. Однако, внимательно читая ее опусы, невольно спрашиваю себя: "...так...и что?". Да, вроде,и ничего...Ничего не остается после нее...разве что послевкусие укладывающееся в настроение: "КАРАУЛ"!!! Вижу, женщина она весьма неглупая, потому,надеюсь, поймет, что кликушество жанр вобщем-то не ее...
Слушаю Жванецкого... ну и что?...Кликушество какое-то....Слушаю Альтова - то же самое... сарказм - это не кликушество, Юрий, постановка темы через парадокс или явные противоречия - это мастерство. Вам нужны внятные публицистические резюме и выводы по пунктам? Но это же не научная работа. И не газета "Завтра", где пункт 1 - "этот гад...", пункт 2 - "а этого вообще расстрелять мало"...
Ну, вот, Григорий. Теперь вижу, что глас Латыниной хоть как-то не остается без реакции и в Коми...))))... переживал я за нее, переживал... А по поводу остального - не знаю, слушают ли Альтова то, со Жванецким... как бывало их слушали...
Кто бы знал - кого сейчас слушают...Прям по святогорским пророчествам - "не будет у вас авторитетов и учителей, спасаться сможете только читая евангелие и Свтое Писание"... Какое бы разумное и авторитетное (в проф.смыле) мнение не высказал тот или иной человек, его все равно "обкукарекают" так, что забудешь, с чего вообще разговор начат... И это , увы, становится пагубной практикой как в "старых" СМИ, так и в интернете.