Российское военно-историческое общество (РВИО) нашло 11 тел за три дня раскопок на мемориальном комплексе «Сандармох» в Карелии, который признан местом массовых расстрелов в годы «Большого террора». Рядом с останками поисковики обнаружили гильзы иностранного производства. Раскопки проводятся по просьбе Министерства культуры Карелии, которое считает, что версия о захоронениях в Сандармохе репрессированных вредит России, а массовыми расстрелами здесь занимались силовые структуры Финляндии во время Великой Отечественной войны. Подробности — в обзоре «7x7».

Экспедицию организовали, чтобы доказать массовые расстрелы на территории Сандармоха Финляндией

Министерство культуры Карелии обратилось к РВИО с просьбой доказать теорию, которую высказали в 2016 году два профессора Института истории, политических и социальных наук Петрозаводского государственного университета Сергей Веригин и Юрий Килин со ссылкой на некие рассекреченные документы ФСБ. Согласно этой теории, на территории Сандармоха могут быть захоронены несколько сотен советских военнопленных, возводивших оборонительные укрепления для финской армии во время Великой Отечественной войны (эта территория была оккупирована Финляндией с 1941 по 1944 год).

Минкульт считает, что официальная версия о массовом захоронении в Сандармохе жертв политических репрессий (советских и иностранных граждан) вредит политическому имиджу России и используется иностранными государствами и «антиправительственными силами» в «в деструктивных информационно-пропагандистских акциях». Ведомство в своем письме за подписью и.о. министра Сергея Соловьева (копия была опубликована в группе «Дело Дмитриева») в адрес РВИО ссылается на якобы существующие документальные источники, подтверждающие массовые расстрелы советских военнопленных Финляндией. Сам чиновник не смог ни подтвердить, ни опровергнуть «7x7» подлинность письма: 

— Знаете, я огромное количество писем подписываю.

Гипотеза Веригина и Килина не опровергает наличие в Сандармохе тел репрессированных советской властью. Другая часть научного сообщества Карелии ставит под сомнение гипотезу о массовых расстрелах советских военнопленных финнами в Сандармохе. По мнению руководителя центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке Александра Разумова, подобный «трюк» со списыванием репрессированных на противников в войне власти СССР проделывали много раз.

Находки РВИО могут сделать доказательством гипотезы Веригина и Килина

К вечеру 14 августа поисковики нашли останки 11 человек и несколько пистолетных гильз — об этом с места событий сообщает корреспондент «7x7». Гильзы, по мнению руководителя экспедиции Сергея Баринова, относятся к пистолетам «Маузер» или «Браунинг» (они были на вооружении финской армии во время войны). При этом до 1939 года пистолетами «Маузер С96» и «Браунинг М1903» могли быть вооружены военнослужащие Красной армии. Патрон «Маузер» (7,63×25 мм) использовался в советских пистолетах-пулеметах Дегтярёва и Токарева, разработанных в СССР в 1920-е годы.

Это уже вторая экспедиция РВИО в Сандармохе, в ходе первой в 2018 году были обнаружены останки пятерых человек. По словам Сергея Веригина, прошлогодние раскопки тоже дали аргументы в пользу его теории, поскольку на останках сохранилась одежда, тогда как советские карательные органы раздевали репрессированных граждан. Доцент Института истории, политических и социальных наук Александр Жульников в беседе с «7x7» высказал мнение, что найденные гильзы вообще мало о чем говорят, поскольку территория, где находится Сандармох, была прифронтовой. Эксперт признался, что не удивился бы, если бы там и мину иностранного производства нашли.

Раскопки РВИО на мемориальном комплексе «Сандармох» могут быть незаконными

С просьбой провести раскопки к РВИО обратилось Министерство культуры Карелии, а сами работы согласовало управление по охране объектов культурного наследия, которое напрямую не подчиняется Минкульту. При этом депутат Законодательного собрания Карелии Эмилия Слабунова считает, что у Российского военно-исторического общества нет необходимой лицензии для проведения раскопок на объекте культурного наследия. На месте раскопок должна присутствовать археолог Института языка, истории и литературы Карельского научного центра РАН Надежда Лобанова. В ее заключении по результатам исследования территории раскопок 12 августа содержится вывод, что на месте раскопок РВИО нет никаких захоронений древних людей. С ней не согласен Жульников — по его мнению, археология допускает на этой территории захоронения древних людей. Вместе с тем он указывает, что раскопки там не велись, потому что раньше не решались трогать, но раз уж там начались работы, то должны быть проведены полноценные исследования под наблюдением археологов, документирующих каждый шаг работ:

— [Надежда Лобанова] оказывает вот такую «замечательную услугу», другие археологи отказались. Можно сказать, что кроме Лобановой, естественно, никто не согласился, я уже всех обзвонил других археологов. Они сказали, что к ним обращались, они отказывались в этом мероприятии участвовать. Кроме Лобановой с открытым листом никого. Если бы выявилось, что кто-то работает таким путем [без контроля археолога], то фактически археолог совершал бы правонарушение. То есть фактически он передоверил работу и работа идет без открытого листа, что противозаконно, — рассказал Жульников «7x7».

«7x7» 14 августа не смог найти археолога на раскопках. Сопровождает работу РВИО следователь следственного управления Следственного комитета России по Республике Карелия Даниил Захаров, который заявил, что ведутся следственные действия, поэтому он сам определяет, кто может находится на территории. В связи с этим он отказался пускать журналистов в зону раскопок.


Место массовых захоронений жертв политических репрессий на урочище Сандармох в Медвежьегорском районе Карелии было обнаружено в 1997 году карельским и петербургским отделениями научно-просветительского общества «Мемориал» при содействии администрации Медвежьегорского района. Согласно данным «Мемориала», установлены имена 6241 человека, расстрелянных в 1937–1938 годах и захороненных в Сандармохе. Одним из открывателей массовых захоронений в Сандармохе стал карельский краевед Юрий Дмитриев, который сейчас является подсудимым по делу о детской порнографии и насильственных действиях сексуального характера. Преследование Дмитриева совпало с признанием «Мемориала» иностранным агентом, тогда же появились альтернативные версии про захоронения на урочище узников финских концлагерей. Подробнее о том, как появлялась новая теория, вы можете прочитать в лонгриде «7x7» «Переписать Сандармох».