Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Говорят, но не показывают. Как в карельском Сандармохе снова начались раскопки РВИО, разрешение на которые никто не видел

Говорят, но не показывают. Как в карельском Сандармохе снова начались раскопки РВИО, разрешение на которые никто не видел

Военно-историческое общество хочет подтвердить теорию, что в урочище захоронены не только жертвы репрессий

Елена Кривень, фото автора
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Российское военно-историческое общество (РВИО) летом 2019 года начало вторую экспедицию на месте массовых захоронений репрессированных в урочище Сандармох в Карелии. Поисковики проводят раскопки и эксгумируют останки тел. РВИО планирует доказать теорию историка из Петрозаводского госуниверситета Сергея Веригина. По его мнению, в Сандармохе захоронены не только жертвы «Большого террора», но и солдаты Красной армии, убитые финнами в Великую Отечественную войну. Представители общества «Мемориал», собиравшие документы о жертвах репрессий, скептически относятся к гипотезе Веригина и считают это попыткой уменьшить масштабы репрессий в СССР. После первой экспедиции в Сандармохе в 2018 году экспертиза останков и артефактов не подтвердила теорию историка. Что происходило в урочище во время второй экспедиции и насколько законно она проводится — в материале «7x7».

Внезапная экспедиция

Вторая экспедиция РВИО в Сандармох началась 12 августа. Но СМИ узнали о раскопках на мемориальном кладбище уже после их начала — пресс-релиз с планом экспедиции появился на сайте РВИО 12 августа. При этом за три недели до этого представитель РВИО Надежда Усманова заявила телеканалу «Дождь», что новой экспедиции в Сандармох не планируется. Месяцем ранее на пресс-конференции в Москве министр культуры Карелии Алексей Лесонен сообщил, что никакой информации о готовящейся экспедиции РВИО у него нет. Тогда он пообещал, что общество и журналисты узнают об экспедиции заблаговременно.

Первыми на место приехали волонтеры «Мемориала». Они оставались в Карелии после акций ко дню памяти жертв Сандармоха 5 августа, и, случайно узнав о раскопках, отправились в Медвежьегорск — населенный пункт недалеко от Сандармоха.

 

РВИО после двух дней раскопок отчиталось о том, что поисковики извлекли пять тел и гильзы от пуль. Как и в прошлом году, работами поисковиков руководил Сергей Баринов.

Корреспондент «7x7» приехал к месту раскопок на третий день — 14 августа. К обеду поисковики расконсервировали пятую яму (ее выкопали днем ранее, но затем присыпали землей, чтобы не повредить возможные находки) и раскопали еще две. Руководитель экспедиции Сергей Баринов не стал объяснять журналистам, как именно выбираются места для раскопа, и пообещал, что всю информацию СМИ дадут во время пресс-подхода. Периметр вокруг ям огородили специальной лентой и потребовали, чтобы журналисты вышли за ограждения.

На раскопках был следователь медвежьегорского следственного отдела Даниил Захаров. Именно на его решение ссылались Баринов и представители РВИО, отправляя журналистов и волонтеров «Мемориала» за ленту. Захаров сказал, что на месте проводятся следственные действия, поэтому он сам решает, кто может находиться внутри ограждений и вести съемку.

Никаких документов об уголовном деле, по которому ведутся следственные действия, он не показал. Только вечером, когда на место приехал руководитель следственного отдела Анатолий Анисимов, журналисты смогли понаблюдать за подъемом тел и снять это на видео.

 

Пули и пуговицы

После обеда состоялся пресс-подход. Руководитель экспедиции Сергей Баринов и председатель карельской поисковой организации Александр Осиев показали находки.

 — 14 августа были обнаружены следующие предметы, которые находились при останках. В раскопе № 6 был найден предмет, похожий на пуговицу военного образца, на котором отчетливо виден контур, похожий на звезду. Принадлежность даст эксперт. Также найдена гильза, предположительно иностранного производства, а также найден один останок гильзы. Пуля от него - может, в самом теле. Это после проведения экспертизы будет известно, - рассказал Александр Осиев.

 
 
 

Осиев долго демонстрировал журналистам найденный в одной из ям предмет округлой формы диаметром примерно пять сантиметров:

В седьмом раскопе, который не проведен до конца, найдены гильзы и пуля, предположительно иностранного производства, а также найден предмет в очень хрупком состоянии, с какими-то пятью лучами. Что за лучи, скажут эксперты. Вы можете видеть, что к нему прилегает… тоже что-то прилегает. Предположений давать не можем, но, может быть, это форма, в которой был погибший. На ней находится ссыпленный предмет.

 

Документы не показали

Вопрос о законности раскопок — один из самых спорных для тех, кто скептически относится к теории о захоронении в Сандармохе финских военнопленных.

Депутат Заксобрания Карелии Эмилия Слабунова требовала проверить законность первой экспедиции РВИО, но члены парламента отказались обсуждать этот вопрос. Она обращалась в Генпрокуратуру, но ведомство не стало проводить проверку, политик подала на него в суд. «Мемориал» попросил прокуратуру проверить законность второй экспедиции. 

Разрешающие документы на прошлогодние раскопки не удалось увидеть до сих пор. Тогда поисковики заявляли, что ведут работы по уточнению границ мемориала. Это не соответствовало данным геодезиста, который заключил, что работы ведутся уже непосредственно внутри кладбища.

В этом году раскопки велись прямо под памятными знаками, внутри мемориала. В этот раз представители РВИО уже не отрицали, что копают в границах мемориала, но утверждают, что получили все необходимые разрешения.

«7x7» взял геотег с фотографии, сделанной в урочище, и вбил координаты в кадастровую карту. Геометка совпадает с координатами урочища Сандармох.

 

Руководитель экспедиции Сергей Баринов сказал журналистам, что работы по поиску солдат и офицеров Красной армии и погибших в плену советских солдат идут с 12 августа. По его словам, все необходимые документы у РВИО есть:

— Есть заключение археолога Лобановой. Здесь провели археологическое исследование. Документы, разрешающие проводить работы на самом нижнем уровне, нам выданы, потому что там была вода. В древние времена там находилось море, археологические находки на этом уровне исключены.

— Каким числом подписан документ? - спросили журналисты.

— Документ подписан 13 августа, - ответил Баринов.

В разрешении на раскопки от администрации Медвежьегорского района указан срок проведения работ с 11 по 21 августа.

Для проведения раскопок на территории памятника истории нужно несколько документов. Кроме заключения археолога и разрешения от уполномоченного органа необходима историко-культурная экспертиза. В этом документе объясняется, какая именно гипотеза должна найти подтверждение, на каких документах она основана. В нем приводятся аргументы, почему доказательство гипотезы требует нарушения целостности захоронений и раскопок на охраняемом объекте.

Представители РВИО считают иначе:

— Историко-культурная экспертиза нам не требуется. Есть письмо от Министерства культуры Республики Карелия с просьбой провести повторную экспертизу с поиском военнослужащих, предположительно захороненных на данном урочище. Нас просят провести экспедицию для идентификации останков в захоронениях. Первое письмо подписано 19 июля, второе  8 августа, - сказал Сергей Баринов.

 

В письме Минкульта говорится, что «идея о захоронении в урочище „Сандармох“ жертв политических репрессий активно используется рядом стран в деструктивных информационно-пропагандистских акциях в сфере исторического сознания».

Представители были готовы продолжать отвечать на вопросы журналистов, но наотрез отказались демонстрировать бумаги.

 Почему вы не хотите потратить пять минут и показать все документы? - спросила корреспондент «7x7» у представительницы РВИО, которая организовывала общение с прессой.

— У нас обед, - заявила девушка и закрыла папку с документами.

Неизвестно, почему 24 июля представитель РВИО Надежда Усманова сказала «Дождю», что экспедиция в Сандармох не планируется, если еще 19 июля военно-историческое общество получило письмо от министра культуры Карелии Сергея Соловьева с просьбой провести раскопки. Этот документ успела сфотографировать волонтер «Мемориала» Елена Кондрахина, затем папку с документами унесла с собой представитель РВИО, отвечающая за работу со СМИ.

 

Попыки удалить журналистов

Пока шли раскопки, руководитель экспедиции Баринов угрожал, что вызовет полицию и все журналисты и волонтеры, которые отказываются выйти за периметр, будут задержаны.

После того как журналистам разрешили сделать несколько снимков и зафиксировать найденные в ямах останки, они отказались вновь уходить за ограждения. Споры с участниками экспедиции возобновились. Сергей Баринов позвонил в полицию и сообщил, что на раскопках находится гражданка США. В ответ на его звонок приехал участковый и сотрудник миграционной службы. Что именно сообщил Баринов, неизвестно, но иностранцы бывают в Сандармохе на экскурсиях постоянно. В урочище захоронены люди разных национальностей, и родственники погибших приезжают из Грузии, Азербайджана, США. В этот день корреспондент «7x7» видел в Сандармохе не менее двух групп иностранных туристов.

Участковый попросил корреспондента «Новой газеты» Ирину Тумакову показать документы. Узнав, что она не является гражданкой США, полицейский долго обсуждал с Тумаковой законность и целесообразность работ РВИО. Корреспондент «7x7» пообщалась с туристами, местными жителями и сотрудниками полиции. Они сказали, что не понимают, зачем РВИО проводит раскопки. 

Прибывшие вечером начальник Следственного отдела также объяснил, что проверять разрешения на раскопки - не его работа.

— Мы забираем тела и проводим экспертизу, — сказал следователь Анатолий Анисимов.

По итогам третьего дня из земли были извлечены останки 11 трупов. Изначальное расположение тел не фиксировалось - никто не зарисовывал схем. Криминалистов или археологов при раскопках не было. Следователь Захаров заявил, что на месте работает антрополог, но назвать ее имя, место работы и показать какой-то документ он отказался. Сама женщина также не представлялась. Она сообщила корреспонденту «7x7», что пока не может делать никаких выводов. Обо всем будет объявлено по итогам экспертизы Следственного комитета.

Аргументы противников теории о «финских расстрелах» — в расследовании «7x7»:


Места массовых захоронений в Сандармохе открыли в 1997 году сотрудники петербургского и петрозаводского отделений «Мемориала» при помощи администрации Медвежьегорского района Карелии. Там захоронены более 6 тыс. человек. Значительная часть из них идентифицирована — это репрессированные советские граждане. Большой клад в открытие захоронений внес карельский краевед Юрий Дмитриев, которого в 2016 году задержали по подозрению в изготовлении детской порнографии, в 2018 году суд его оправдал, но через два месяца Верховный суд Карелии отменил это решение, а СК возбудил новое уголовное дело о «насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетнего».

Материалы по теме
Мнение
23 июля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Приговоры штампуют один за другим
Мнение
22 мая
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Правоприменение в России пробивает новое дно: прокуратура требует признать Невзоровых «экстремистской организацией»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Истории