После протестов 2011–2012 годов в России активно менялось законодательство, регулирующее проведение массовых акций. Сегодня в каждом регионе есть список площадок, где нельзя протестовать. Издание «ОВД-Инфо» запустило проект «Территория „нельзя“»: на примере нескольких городов вы можете увидеть, как в России соблюдают 31-ю статью Конституции, закрепляющую право на свободу мирных собраний. Чем краснее карта, тем меньше мест, где вам согласуют публичное мероприятие. Интернет-журнал «7x7» присоединился к проекту с серией репортажей о городах, в которых работают корреспонденты издания. Четвертый город — Киров.
Где можно и где нельзя
В Кировской области региональный закон о проведении публичных мероприятий приняли в 2012 году. По нему проводить акции запрещается у вокзалов, аэропортов, торговых центров, детских площадок, образовательных, культовых и спортивных учреждений и остановок общественного транспорта. Спустя три года проводить публичные мероприятия, за исключением пикетов, стало нельзя и на территориях, прилегающих к этим объектам. В Кирове это расстояние в зависимости от объекта составляет от 100 до 250 метров. Из-за этого ограничения провести общественно-политические акции в центре города невозможно. Например, митинг на главной площади города — Театральной — не разрешат, на ней находится здание Вятского государственного университета. Пройтись с шествием по протяженной и находящейся в центре Московской улице тоже нельзя — по пути стоят храмы, детские и спортивные учреждения.
Единственный гайд-парк
В Кирове в 2013 году появились места «для коллективного обсуждения общественно-значимых вопросов». По постановлению правительства области проводить публичные акции без согласования с властями можно было в сквере имени Степана Халтурина на улице Московской, 1 и в конференц-зале библиотеки имени Герцена.
В 2017 году постановление изменили, в списке по Кирову остался только сквер. Таким образом, в столице региона есть только один официальный гайд-парк.
Формально это место находится буквально в паре сотен метров от центральной улицы — Ленина, и поблизости от набережной, где гуляет много людей. Но сквер огорожен забором, вокруг растут деревья, а сама площадка находится ниже уровня пешеходного тротуара, по которому ходят горожане. То есть увидеть митингующих можно, но с трудом.
В сквере имени Халтурина проводят максимальное количество акций в Кирове. Например, весной 2017 года после того, как Алексей Навальный объявил всероссийскую акцию «Он вам не Димон», в гайд-парк люди выходили три недели подряд — на митинг против коррупции, на митинг за отставку премьера Дмитрия Медведева и митинг «За свободу слова». Первый и последний организовывали студенты Вятского госуниверситета, второй — ПАРНАС.
Здесь же проводили свои акции обманутые дольщики, дальнобойщики, противники пенсионной реформы и блокировки Telegram.
Но несмотря на то, что сквер имени Халтурина — место, где можно митинговать без разрешения властей, высказываться на общественно-политические темы кировчанам удается не всегда.
В январе 2018 года в сквере состоялась «Забастовка избирателей» — акция, которую объявил Алексей Навальный после того, как его не допустили к участию в выборах президента. Одного из организаторов — Георгия Успенского из штаба Навального — арестовали на пять суток накануне митинга за то, что он в октябре 2017 года участвовал в одиночных пикетах, его коллегу Ричарда Роуза — на трое суток за неуплату штрафа ГИБДД. Тем не менее люди на акцию пришли, но попасть в сквер смогли не сразу: территорию оцепили полицейские под предлогом того, что на площадке обнаружен подозрительный предмет, который может угрожать безопасности окружающих. При этом безопасность футболистов клуба «Динамо», которые неожиданно решили провести тренировку именно в сквере и именно во время проведения митинга, их не волновала. Когда часть пришедших на акцию людей собралась идти на Театральную площадь, опасного предмета — рюкзака, который кто-то оставил у входа в сквер, — перестали бояться и пропустили людей в гайд-парк. Митинг прошел спокойно. В течение двух месяцев после него суд оштрафовал двух участников «Забастовки избирателей»: Михаила Семенова — за то, что не уведомил власти о проведение митинга, Александра Тюрина — за сам факт нахождения на акции.
В мае 2018 года в гайд-парке должен был состояться пикет «Он нам не Царь». Ричард Роуз подавал уведомление о публичном мероприятии в мэрию, но там его не согласовали, сославшись на то, что в этом же месте должна пройти другая акция: «Молодая Гвардия» собиралась раздавать георгиевские ленточки перед Днем Победы. Администрация предложила Роузу митинговать в поселке Дороничи, который находится в 10 километрах от Кирова. Тот не согласился, люди все равно собрались в сквере имени Халтурина. Правда, простоять им там долго не удалось: полицейские попросили всех разойтись, предупредив о том, что акция не согласована и люди нарушают закон. Участники спорить не стали, покинули сквер, но по домам не разошлись: они в сопровождении полиции прошлись по одной из главных улиц города — Московской, вышли на Театральную площадь, а затем отправились на Октябрьский проспект. На Роуза потом составили протокол о нарушении правил проведения публичного мероприятия, но суд состава правонарушения в его действиях не нашел.
Еще одна акция, которую не разрешили проводить в гайд-парке, — митинг против повышения пенсионного возраста, который был намечен на 18 июля 2018 года. Его заявили сразу несколько организаций: ПАРНАС, движения «Солидарность» и «Открытая Россия» и «Союз грузоперевозчиков „Вятка“». Мэрия митинг не согласовала, потому что там на эту же дату было намечено другое мероприятие. Также власти опасались, что не смогут обеспечить безопасности участников обоих мероприятий, их якобы слишком много (вместимость площадки — около 1000 человек, заявленная численность митинга против пенсионной реформы — 1000 человек). При этом мэрия отказывалась сообщать СМИ, какое именно мероприятие было заявлено раньше митинга, ссылаясь на то, что такие данные могут получить только организаторы. Представитель «Открытой России» и ПАРНАСа Вадим Ананьин утверждал, что ему эту информацию тоже не дают. Администрация снова предложила оргкомитету мероприятия провести его в Дороничах. Митинг в гайд-парке тем не менее состоялся, на него пришли 14 человек. В этот же день в сквере состоялся еще один митинг, не согласованный мэрией. Его заявляли «Трудовой Киров», партия «РОТ-Фронт» и Российская коммунистическая рабочая партия. Он продлился несколько минут, после чего полиция потребовала прекратить акцию.
Театральная площадь
Официально проводить публичные акции, за исключением пикетов, на Театральной площади нельзя. В марте 2017 года лидер кировских коммунистов и депутат Заксобрания региона Сергей Мамаев попытался вернуть митинги на площадь, внеся соответствующий законопроект. Но большинство депутатов парламента отказались поддержать инициативу. Но все же различные акции на площади проходят. После того, как силовики задержали бывшего губернатора Кировской области Никиту Белых, коммунисты вышли на площадь, чтобы провести встречу депутатов с населением. Они предлагали им выразить вотум недоверия Белых. Также представители партии проводили пикеты против повышения цен на бензин и увеличения пенсионного возраста.
Мероприятия коммунистов всегда проходят у памятника Ленину, который располагается прямо напротив здания правительства.
Партия ЛДПР тоже периодически получает разрешение на проведение акций на площади. В апреле 2018 года либерал-демократы провели митинг с требованием опубликовать полный список торговых центров, в которых были найдены нарушения пожарной безопасности. Но разместиться на территории самой площади участникам не позволила полиция, поэтому они высказывали свое мнение чуть в стороне, напротив здания драмтеатра.
Противников строительства мусорного полигона в деревне Осинцы в Слободском районе области прямо на площадь тоже не пускают, поэтому летом 2016 года они неоднократно проводили пикеты с требованием прекратить строительство за зданием правительства. Там же свой пикет против повышения пенсионного возраста в июле 2018 года организовала федерация профсоюзов Кировской области.
Театральная площадь абсолютно не доступна для несистемной оппозиции. Кировский активист Вадим Ананьин много раз пытался провести пикеты на Театральной площади, но мэрия неизменно ему в этом отказывала. Например, в марте 2017 года после выхода фильма Фонда борьбы с коррупцией «Он вам не Димон» Ананьин подал уведомление о пикете на площади, чтобы потребовать отставки премьера Дмитрия Медведева. Было заявлено, что в акции примут участие 500 человек. Администрация ответила, что описание мероприятия напоминает митинг, а их проводить на площади нельзя.
«Судя по характеру заявленного вами мероприятия, его целью не является выражение мнений путем размещения у пикетируемого объекта граждан, использующих плакаты и транспаранты, а также быстровозводимые конструкции. Таким образом, планируемое вами публичное мероприятие является митингом», — говорилось в ответе мэрии.
Параллельно с Ананьиным уведомление о пикете с такой же численностью и на ту же дату подала группа местных активистов. Им тоже отказали, но уже по другой причине — в это время на площади должна была пройти акция по сбору использованных батареек. В итоге оба мероприятия прошли в гайд-парке.
Не испытывают никаких трудностей в проведении мероприятий на Театральной площади региональные и городские власти. Каждый год в марте здесь проходит празднование очередной годовщины присоединения Крыма. Это всегда многочисленное мероприятие, при котором используется звукоусиливающая аппаратура, люди держат в руках флаги и транспаранты. Но митингом это никогда не называют, только «праздником-концертом» или «праздничным мероприятием», поэтому действие закона о публичных мероприятиях на эти как бы не митинги не распространяется. Их участники не раз признавались журналистам «7x7», что приходят на площадь «по рекомендации начальства».
В апреле 2017 года после взрыва в петербургском метро на Театральной площади состоялась акция «Вместе — против террора». Ее организовала общественная палата региона при поддержке мэрии Кирова и правительства региона. На площадь вышли несколько тысяч человек, а по форме мероприятие снова напоминало митинг — люди стояли с плакатами, работала звукоусиливающая аппаратура. Уведомление об акции в мэрию поступило за два дня до ее проведения, то есть не могло быть согласовано, какую бы форму публичного мероприятия не использовали власти (даже если это культурно-массовое мероприятие, уведомить о нем муниципальные власти общественная палата должна была за 30 дней).
Интернет-журнал «7x7» в течение двух месяцев вел переписку с прокуратурой Кировской области, пытаясь выяснить, насколько законной была акция. В итоге администрация Кирова заявила, что раз мэрия являлась соорганизатором акции, то самой себе выдавать разрешение в течение определенного срока ей не нужно.
Одиночные пикеты на Театральной площади обычно проходят без каких-либо происшествий. В 2012 году кировчане провели серию пикетов в поддержку фигуранта «болотного дела» Леонида Ковязина, в 2015 году жители города проявили солидарность с редакцией французского еженедельника Charlie Hebdo, в 2016 году правозащитник Артур Абашев вышел на пикет в поддержку арестованного несколькими днями ранее губернатора Никиты Белых. С одиночными пикетами на Театральную площадь выходили обманутые дольщики и противники строительства полигона в Осинцах.
Только в 2016 году, когда в Киров приехал премьер-министр Дмитрий Медведев, полиция задержала политактивиста Павла Чемоданова и корреспондента «7x7» Дмитрия Вохминцева, которые собирались выйти с одиночными пикетами на Театральную площадь с требованием «забрать своего Никиту» (имелся в виду губернатор области Никита Белых). Их отпустили через час.
Где еще в Кирове проводят протестные акции
Администрация города
Еще одно место в Кирове, где активисты пытаются проводить акции протеста, — площадка перед администрацией города или через дорогу от нее. Чаще всего сюда выходит Вадим Ананьин — он проводит акции в поддержку политзаключенных, в память о журналистке Анне Политковской и политике Борисе Немцове, жертвах пожара в Кемерове.
Периодически мэрия запрещает ему проводить пикеты. В апреле 2017 года администрация Кирова не согласовала пикет в поддержку политзаключенных у своих стен. Основание — похоже на митинг. В октябре того же года власти отказали Ананьину в пикете в память о Политковской, сославшись на то, что место занято «Молодой Гвардией». Было предложено альтернативное место — пустырь в поселке Коминтерн, находящийся на окраине города. Ананьин оспаривал запреты в суде, но безуспешно. Ананьин был возмущен тем, что в течение 11 лет он без проблем проводил акции в память об известных общественных деятелях, и их даже посещал губернатор Белых, а после его ареста все изменилось.
Ананьину также запрещали проводить демонстрации и шествия в память о Немцове по центральной улице Московской, отправляя его на улицу Заводскую. Она находится на противоположном от основной части города берегу реки Вятка, в промзоне.
— Вот уже как год я выступаю самым активным организатором публичных мероприятий в Кирове, мною было подано не менее 50 уведомлений, из них только половина была согласована властями в форме пикетов. За все это время я ни разу не нарушил законов, все мероприятия прошли без нарушений общественного порядка. В мэрии мне сказали, что после постановления администрации Кирова №3662 [в нем определено расстояние от объектов, возле которых запрещено проводить публичные мероприятия] в 2015 году не было согласовано ни одного митинга или шествия в Кирове (на проведение мероприятия в гайд-парке уведомление подавать не нужно). Но чиновники лукавят, Московская — главная улица для проведения парадов и демонстраций еще с советских времен, а теперь она стала достоянием «избранных». Власть разделяет организаторов на своих и не своих. Например, партии «Единой России» разрешено везде и всегда, а КПРФ — только в виде исключения и по великим праздникам, остальным — запрещено, — писал тогда Ананьин.
Впрочем, протестовать у мэрии разрешали не только партиям. В ноябре 2017 года сюда на пикет выходили обманутые дольщики и противники высоких тарифов на «коммуналку» из движения «Мой Киров».
Площадка у филармонии
Мероприятия у областной филармонии обычно проводит партия ЛДПР, ее представители даже называли это место «традиционным для себя». Но в 2017 году лидер кировских либерал-демократов Владимир Костин жаловался в парламенте, что власти начали запрещать партии проводить акции у филармонии.
— Мы вынуждены проводить митинг, посвященный 23 февраля, у памятника Халтурину. По колено в снегу. Если вы уж определяете нам площадку, то будьте любезны обеспечить возможность проведения на ней мероприятий, — говорил он.
Последнюю акцию у филармонии ЛДПР провела 7 июля 2018 года, представители партии протестовали против повышения пенсионного возраста. Владимир Костин объяснял «7x7», что уведомление о пикете изначально подавалось на Театральную площадь, но в мэрии его не согласовали, причем отказ был дан в устной форме. Костин предположил, что это произошло, потому что на площади работает фан-зона, где смотрят матчи чемпионата мира по футболу. Администрация предложила альтернативу — площадку у филармонии.
Сторонникам Навального у кировской филармонии власти были рады еще меньше. В октябре 2017 года глава штаба политика в Кирове Артур Абашев организовал серию одиночных пикетов в поддержку Навального на площадке перед учреждением. На него завели административное дело, в полиции утверждали, что совокупность одиночных пикетов — это массовое публичное мероприятие, уведомление о котором надо подавать в мэрию. По их мнению, организатор этого не сделал. Защита Абашева опровергла это — к делу были приобщены три уведомления о проведении митинга и пикетов. Тем не менее суд арестовал Абашева на пять суток.
Площадь Конева и улица Луганская
На этих местах в 2015 и 2017 годах разбивали свои протестные лагеря члены «Союза грузоперевозчиков „Вятка“». Дальнобойщики выступали против системы «Платон». В декабре 2015 года они собирались провести на площади Конева (находится на юго-западе города, в отдаленном от центра районе) все новогодние праздники, но после того, как полиция пригрозила им увезти грузовики на штрафстоянку, они покинули площадь.
В марте 2017 года грузоперевозчики разбили аналогичный лагерь на улице Луганской — на выезде из города. Произошло это после того, как они участвовали в антикоррупционных акциях и не увидели от этого никакого результата. К дальнобойщикам приезжал губернатор Игорь Васильев и убедил их вести разговор «не на обочине», а в кабинете. После этого лагерь был расформирован.
«7x7» запросил в администрации Кирова информацию о том, сколько уведомлений о проведении публичных акций было подано в мэрию за последние два года, кем именно, какие из них были согласованы, а какие нет, что послужило причиной отказа. В администрации сообщили, что в 2017 и 2018 годах поступило 603 уведомления о проведении публичных мероприятий. «По итогам рассмотрения 35 уведомлений было отказано в проведении публичных мероприятий в связи с тем, что в уведомлениях были указаны места, где в соответствии с требованиями действующего законодательства проводить митинги, собрания, шествия и демонстрации запрещается. Для предоставления другой информации, указанной в письме, необходимо провести большую аналитическую работу», — говорится в ответе мэрии.
По закону «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы власти не обязаны проводить аналитическую работу при ответе на запросы СМИ.