В Сыктывкарском городском суде по делу экс-мэра Сыктывкара Романа Зенищева, обвиняемого в получении взятки, 22 марта политтехнолог Игорь Резников рассказал, что один или два раза деньги за работу на правительство Коми ему передавал бывший глава администрации города. На заседании побывала корреспондент «7x7».

Игорь Резников работал в Коми во время предвыборной кампании в 2007-2011 годах — консультировал партию «Единая Россия» и бывшего заместителя главы Коми Алексея Чернова, который курировал крупные выборные кампании в республике. Свидетель рассказал суду, что его работу оплачивало PR-агентство «Корпорация „Я“» и один из ее владельцев Егор Москвин. Он сообщил, что не знает, кто оплачивал его проживание в сыктывкарских гостиницах, а представительских расходов у него не было. Зарплата Резникова, по его словам, была около 200 тыс. руб. в месяц. Один или два раза ее выдавал Зенищев. Свидетель вспомнил, что это было во время кампании по выборам мэра Усинска. Голосование прошло в середине марта 2010 года. Резников утверждал, что не занимался вопросами финансирования, за исключением наполнения избирательных фондов, которое он обсуждал с Черновым, бывшим заместителем руководителя администрации главы и правительства Коми Анатолием Родовым и руководителями исполкомов.

Представитель прокуратуры ходатайствовал об оглашении свидетельских показаний Резникова, данных следствию, где он заявлял, что деньги за работу на предвыборных кампаниях в Коми получал только от своего PR-агентства. Свидетель объяснил суду, что деньги получал только наличными в офисе в Москве. Зенищев, по его словам, передавал ему зарплату только тогда, когда он находился в Сыктывкаре и не мог подойти за деньгами в бухгалтерию своей компании. К экс-мэру он обратился по рекомендации своего начальника Егора Москвина и поэтому полагал, что у «Корпорации „Я“» просто есть внутренние договоренности с руководством Сыктывкара, которые позволяют передать работнику деньги через местных чиновников. 

Адвокат Зенищева Олег Филиппов спросил свидетеля о финансировании акции «Попади в десяточку!», в рамках которой разыгрывались ценные призы (квартиры и машины) среди избирателей. 

— А какое она отношение имеет к предвыборной кампании? — удивился Резников. — Конечно, это влияло на повышение явки.

— Каким образом финансировался этот проект? — спросил Филиппов.

— Проект не носил политической окраски, поэтому я не знаю, кто и на какие деньги его организовал, — ответил свидетель. Он добавил, что слышал, что какие-то деньги обещала компания «Лукойл», но не знает, действительно ли они помогали финансировать проекты, связанные с выборами. 

Роман Зенищев поинтересовался, что обычно происходило после того, как избирательная кампания заканчивалась.

— А вас всегда благодарили за работу? Я имею в виду словесно, а не как-то еще, — сказал он.

— Не всегда, в последней кампании мы не совсем хорошо расстались с Черновым, если честно, — признался политтехнолог.


В июле 2017 года экс-мэра Сыктывкара Романа Зенищева обвинили в том, что он за деньги предоставлял выгодные маршруты автотранспортным предприятиям города. Речь шла о том, что владельцы крупных транспортных предприятий, фигуранты дела Гайзера Александр Зарубин и Валерий Веселов, а также их компаньоны братья Бондаренко через своих подчиненных якобы передавали мэру взятки за организацию конкурса на пассажирские перевозки. После него они якобы должны были получить контроль над маршрутами, включая наиболее выгодные.

В конце марта 2016 года предприниматели Валерий Веселов, Юрий Бондаренко, Николай Шлопов, курировавший часть автотранспортных предприятий, и финансист-технолог Антон Фаерштейн одновременно написали  явки с повинной. На одном из заседаний защитники Зенищева рассказали, что тексты явок полностью совпадают. В них говорилось, что предприниматели стремились монополизировать бизнес пассажирских перевозок. В 2007 году подконтрольная бизнесменам компания «Сыктывкаравтотранс» действительно выиграла конкурс на пассажирские перевозки. Но на заседании в начале марта выяснилось, что был и второй конкурс в том же году, — на маршруты от центра города до Эжвинского района города. Его выиграли в том числе и предприятия, не подконтрольные Зарубину и Веселову.

Свидетели на предыдущих заседаниях заявляли, что Зарубин и Веселов платили Зенищеву за то, что тот оказывал им общее покровительство. В чем оно выражалось, так и не выяснилось. 

Часть свидетелей заявляла, что деньги, которые бизнесмены передавали экс-мэру, шли в том числе на предвыборные кампании «Единой России», а также на оплату работы политтехнологов в Коми из PR-агентства «Корпорация „Я“». Компанию, с которой сотрудничало руководство Республики Коми с 2007 года, основали нынешний министр культуры России Владимир Медиснкий, Егор Москвин, Сергей Михайлов и Дмитрий Сокур.

В феврале выступавший как свидетель фигурант дела Гайзера и бывший начальник управления информации администрации главы Коми Павел Марущак рассказал, что традиционно предвыборные капании Путина и «Единой России» финансируются также через неофициальные фонды.

На момент предъявления обвинений Зенищев уже отбывал наказание. Его осудили на девять лет лишения свободы за взятки, растрату и злоупотребление полномочиями. 

Следите за последними новостями «7x7» в нашем Telegram-канале «Возбужденная Коми».