Участники пикета в Сыктывкаре, который состоялся 26 ноября в Мичуринском парке Сыктывкара, заявили, что глава Коми Сергей Гапликов и республиканский Госсовет должны уйти в отставку. Они также начали сбор подписей за отставку главы. На акции побывала корреспондент «7x7».
«Каждое действие власти либо превращается в посмешище, либо очень негативно воспринимается людьми»
Участники пикета собрались неподалеку от баптистского храма в Мичуринском парке. На подходе к нему стояли три группы полицейских по несколько человек, перекрывших основные тропы для прогулок, еще двое в штатском стояли неподалеку с видеокамерой и советовались, стоит ли им подойти ближе. Поначалу пикетирующих и сочувствующих было немного, но постепенно собралось чуть больше 50 человек. Поддержать пикет приехали люди из Ижмы, Ухты и Сосногорска.
Один из организаторов пикета, гражданский активист из Ухты Егор Русский рассказал о попытках воспрепятствования акции: прокуратура Сыктывкара выдала четыре постановления об удалении анонса пикета со странички общественника в социальной сети «ВКонтакте». Он заметил, что местом пикета стал гайд-парк, где разрешается проводить мероприятия с участием до 100 человек. Для этого достаточно уведомить администрацию города. По его мнению, мэрия Сыктывкара могла представить прокуратуре недостоверные сведения о количестве участников акции. Общественники подавали заявки на пикет две недели, но, по словам организаторов, семь уведомлений администрация не зарегистрировала. В то же время и в том же месте различные мероприятия намеревались проводить еще пять человек, которые так и не появились.
— Смотри, сколько полицейских, наверное, будут «вязать», — переговаривались некоторые участники акций, оглядываясь по сторонам.
К Русскому, стоявшему с плакатом, подошли трое полицейских, коротко о чем-то с ним переговорили и отошли.
— Вопросов у нас к Гапликову достаточно, если рассматривать его как руководителя, то он достаточно слаб, — выступил Егор Русский. — Он поссорился со всеми градообразующими предприятиями, нет соглашений с бизнесом. Этот человек не может представлять наши интересы. Я не представляю, что должно случиться, чтобы он сам себе сказал: «Я не справляюсь, я ухожу». Это должны сказать ему мы. Здесь сейчас мало людей по одной причине: прокуратура удаляла наши посты, видео, запугивала людей, препятствовала законному мероприятию. Мне очень жаль. Я как военнослужащий российской армии в прошлом давал присягу, я никогда ее не нарушил. Сотрудники МВД, мешая мероприятию, нарушают Конституцию, нарушают свою присягу. Они должны меня защищать.
Поддержать акцию пришел и член Комитета спасения Печоры Николай Братенков. Он организовывал митинг в Ижме против объединения Минпрома и Минприроды республики год назад, а также был участником многих других акций против указа Сергея Гапликова о слиянии министерств. На вопрос о том, не собирается ли Комитет спасения Печоры (КСП) объединять протестные усилия с ухтинцем Русским, он ответил, что пока они просто посещают акции друг друга. А с представителями КПРФ, поддержавшими организацию на двух референдумах: об отмене слияния Минпрома и Минприроды и о замене ветхих нефтепроводов, организация не в первый раз проводит совместные акции. Сейчас общественник продвигает идею проведения единого дня протеста, который должен пройти в республике 13 декабря.
— Мы в Комитете спасения Печоры в тот же день, когда нам отказали в референдуме второй раз, поняли, что наше мнение учитывать не хотят и пора говорить о протесте. Надо потребовать отправить в отставку Гапликова и выразить недоверие Госсовету, — поддержал повестку акции Братенков. — Всегда находились формальные причины не разрешить нам референдум, а референдум о переносе столицы в Ухту сразу согласовали. Это говорит о том, что Госсовет не имеет своего мнения. К господину Гапликову у нас недоверие появилось после приказа об объединении министерств. На конференцию КСП в августе приехали 11 человек от районных и городских администраций, которые пытались сорвать мероприятие. Приехали 70 человек, которые никогда до этого не интересовались экологией из разных, в том числе и полувоенных общественных организаций. По замене нефтепроводов они [представители власти] нам говорят, что согласны с нами, но мы якобы неверно ставим вопрос.
По мнению общественника, республикой управляет не Гапликов, а компании «Лукойл» и «Газпром», которые больше не хотят тратить деньги на социальное партнерство в районах — с 2016 года большую часть средств на это получает правительство республики и распоряжается ими по своему усмотрению. То, что глава приостановил действие приказа Минобраза об изучении коми языка по выбору, Братенков объяснил желанием снизить протестную активность перед выборами президента России в 2018 году, «иначе Гапликову дадут по шапке».
На пикете присутствовали члены КПРФ — депутат Госсовета Олег Михайлов и недавно ставший членом Избирательной комиссии республики Андрей Никулин.
— Я, как гражданин, имею право на свое мнение и интересуюсь теми веяниями, которыми живут мои земляки, — объяснил свое присутствие на акции Никулин. На вопрос о возросшей в последние два года общественной активности он ответил: — Я могу объяснить это двумя причинами. Во-первых, пал режим Гайзера, который закрутил гайки до такой степени, что общественная активность стала невозможна. Она приравнивалась к преступлению, а новая команда не обладает таким влиянием, пониманием региона, соответственно, у них не хватает ресурса заткнуть всем рты. Во-вторых, сыграло роль недовольство нынешней властью, которая не может повлиять на обстановку, а напротив, каждое ее действие либо превращается в посмешище, либо очень негативно воспринимается людьми, потому что ухудшает их жизнь. Власти совершают ошибку за ошибкой. Люди понимают, что ухудшение жизни в республике — это их некомпетентность нынешней власти, и что, раз у власти нет даже ресурса заткнуть им рот, значит, недовольство можно наращивать.
Егор Русский тем временем рассказал об условиях жизни в республике, которые настолько плохи, что уехать хочет большая часть населения. По его словам, часть чиновников уже обосновалось на «большой земле», в то время как люди в Воркуте, Инте и Печоре не могут переехать, потому что их квартиры слишком дешевы и они не смогут, продав их, купить жилье в средней полосе России. Жителей северных городов он назвал заложниками сложной социальной ситуации в республике. Тем не менее Русский решил закончить акцию на оптимистической ноте.
— Нас уже больше двух тысяч, и мы будем выдвигаться во власть, чтобы что-то менять. Начнем с муниципалитетов, — заявил Егор Русский. На вопрос корреспондента о том, кого именно он имеет в виду, организатор пикета ответил, что речь идет об участниках группы «Республиканская коалиция» в социальной сети «ВКонтакте». Многие из них, по признанию общественника, написали ему о том, что поддерживают акцию.
Двое полицейских подошли к нему поинтересоваться, когда Русский уезжает обратно в Ухту. Узнав, что в этот же день, вежливо спросили, не мог ли он подойти в участок сегодня. Общественник пообещал быть в течение часа и пояснил для «7x7», что его обвиняют в административном правонарушении при организации митинга.
«Я никогда не видел такого главу, который не устраивал бы практически всех»
Во время акции корреспондент «7x7» спросила Егора Русских о том, почему он решил провести пикет и стоит ли за протестной активностью «Республиканской коалиции» кто-то еще.
— Почему вы решили провести этот пикет?
— Гапликов и его команда — это инородные тела в организме региона. Воины-афганцы до сих пор не приняли извинения главы за отмену льготы. Мой товарищ воевал в Чечне, платит коммуналку, у него двое из трех детей ходит в садик. Еще на четыре тысячи он «попал», когда ввели [республиканский закон о компенсации за детские сады] 144-РЗ. Двумя законами он был «наказан» — потерял девять тысяч рублей в месяц. Этот человек воевал за нашу страну, отстаивал нашу Конституцию в Чечне. И с ним так поступают!
— Вам не кажется, что Гапликов в последнее время прислушивается к мнению общественности: отменил закон о слиянии Минпрома и Минприроды, приостановил действие закона об изучении родного языка по выбору?
— В этом году нам говорили, что в Ухте отремонтировали много дорог и дворовых территорий. Но это делалось только под давлением общественности. Чтобы он работал, приходится его подпинывать, что ли? Так люди не работают. Наша позиция такая: если бы он извинился и компенсировал потери, снизил бы зарплаты своим министрам, то ради бога. Спецпредставитель Коми Джамал-Лейла Яндиев непонятно чем занимается и ест в месяц от 200 до 500 тысяч рублей — это только на зарплату уходит. Где инвестиции обещанные? Человек уже нанес ущерба на 5 миллионов в год. Есть вопросы к тому, как они общаются с «Газпромом», с которым правительство находится в конфронтации.
— То есть вы считаете, что правительство не заключило договор о социальной поддержке с некоторыми представителями крупного бизнеса в республике?
— Я никогда не видел такого главу, который не устраивал бы практически всех.
— При нынешнем главе мы видим возросшую протестную активность. Может, это свидетельство либерализации республиканской власти?
— У нас семь уведомлений на пикет было «отфутболено» администрацией. Какие-то организации подавали уведомления за час до нас, и мне кажется, это — служебный подлог. Нам все время писали, что в этом месте сегодня с семи утра до девяти вечера должны проводить мероприятие разные люди. Не то что обозначить свою позицию не дают, а просто высказаться невозможно. Почему я, налогоплательщик, должен выпрашивать у тех, кто кормится за мои налоги, возможность высказаться? Пикеты — не заслуга тех, кто их разрешает, это заслуга тех, кто их добивается.
— Есть мнение, что вы лоббируете чьи-то интересы.
— Да, своих детей в первую очередь, во вторую — друзей, родственников, в третью — республики, в четвертую — народа. Мои дети будут здесь жить.
— Как реагируют люди на предложение отдать свою подпись за отставку главы?
— Человек хочет — подписывается, не хочет — не подписывается. Мы здесь собрались, чтобы утвердить петицию, утвердить рабочую группу. Предлагаем, раз уж выделено 68 миллионов рублей на референдум о столице, заодно еще провести референдум за отставку главы и роспуск Госсовета. Наш Верховный суд Коми признал нарушение федерального законодательства [когда признал не соответствующим федеральному законодательству республиканский закон №144-РЗ]. При таком нарушении глава автоматом уходит в отставку, Госсовет автоматом распускается, это записано в Конституции. Да, там процедура немного мудреная, но Гапликова выбирал народ, и он должен его снять. Сегодня есть все основания для этого.
— Как вы относитесь к инициативе перенести столицу в Ухту?
— Чтобы попытаться отменить детям льготу [часть родительской компенсации за детские сады], понадобилась только одна мотивация — сэкономить 56 миллионов. Чтобы провести референдум, надо как минимум 68 миллионов. Чтобы перенести в Ухту несколько ведомств и три тысячи сотрудников — нужно 20 миллиардов рублей. Это нереально для республики. Больше всего меня печалит вот что. Когда был Гайзер, нас заманивали на выборы всякими календариками, можно было выиграть машины какие-то из благотворительных фондов. Платил за это ближний круг Гайзера. А теперь явка на выборах будет обеспечиваться вами, мною и другими налогоплательщиками. Это просто скотство. Есть у нас группа в УГТУ, которой в принципе плевать на людей. У них, наверно, уже есть квартиры в Москве, Краснодаре, Сочи, Америке. То есть они тут жить не собираются. У нас сейчас нет республиканской политической, экономической элиты, нет тех людей, которые бы хотели здесь жить, остаться. Если вы сейчас дадите прохожему на улице пять миллионов — 99%, что он уедет из республики. Если вы дадите прохожему в Чечне пять миллионов, то 99,9%, что он останется там, построит дом. А здесь не хочет жить никто. Жители не хотят, потому что чиновники создали такие условия, а чиновники не хотят, потому что у них все хорошо.
В декабре 2016 года глава Коми Сергей Гапликов внес в Госсовет республики законопроект 144-РЗ о введении критерия нуждаемости при предоставлении компенсаций за посещение детских садов. После того, как в феврале 2017 года закон вступил в действие, оказалось, что им недовольны и малоимущие семьи, сохранившие право на компенсацию — не все смогли вовремя собрать документы для ее получения. 10 февраля с намерением провести пикет против закона о компенсациях вышли многодетные родители Сыктывкара, с ними встретились чиновники. Через месяц на массовом пикете в Ухте, одним из организаторов которого был Егор Русский, участники акции высказались не только против нового законопроекта, но и против Гапликова.
Тогда же сыктывкарский адвокат Роман Койдан подал иск на обжалование решения о принятии республиканского закона №144 о компенсации родительской платы за детские сады, так как, по его мнению, он противоречил федеральному законодательству. В конце апреля он привлек к участию в суде главу республики. В мае Верховный суд Коми признал закон не соответствующим федеральному законодательству. В июле Койдан в интервью «7x7» сказал, что, по его мнению, Гапликов умудрился сплотить людей и развить локальный социальный протест до политического уровня.
Егора Русских в июле задержали сотрудники ФСБ непосредственно перед тем, как он должен был отправиться на форум «Инноватика: Крохаль 2017», где собирался задать Сергею Гапликову несколько «неудобных вопросов».
В начале октября появилась информация о том, что Сергей Гапликов может быть освобожден от должности главы республики.