Когда-то давно, между столетием начала Первой мировой войны и столетием двух российских революций 1917 года, в одной моей компании довольно часто заходил разговор, как воспринимались события "из учебника истории" глазами обычных людей, которым надо было как-то покупать еду и одежду, учить детей и вообще, что называется, жить жизнь.
Мы тогда очень плохо осознавали, что каждый человек всегда живет в учебнике истории, просто этот учебник еще не написан, и осознания значимости событий у нас нет.
Я вспомнил эти разговоры, когда мы обсуждали идею текста про людей, которые уехали из России после начала мобилизации в сентябре 2022 года, а потом вернулись обратно. Вообще, большая часть обсуждения касалась того, не получится ли у нас текст в стиле российской пропаганды: помучавшись на чужбине, блудные сыновья Родины вернулись домой.
Кстати, не получился, мы слишком плохо думали о людях, которые вернулись в Россию. Они вовсе не поверили в путинские обоснование войны или в справедливость путинской системы. Они вернулись, потому что они живут свою жизнь, у них есть обязательства перед близкими, коллегами, перед своим собственным пониманием своего места в мире.
Они вернулись и увидели страну, которая изо всех сил пытается не замечать слона в комнате и вести себя так, как будто войны не существует.
— В новостях читаешь, какой [ужас] происходит, а выходишь на улицу и видишь, что у людей все нормально, как будто ничего не случилось, — говорит один из героев нашего текста. — Это происходит до сих пор. Ощущение полного лицемерия: все прекрасно все понимают, но живут с нюансами — в эту страну на отдых нельзя, поедем в другую. Люди же, которые высказывались против войны, замолчали, потому что надо работать. И я тоже с опаской высказываюсь против, потому что никогда не знаешь, как на твою позицию отреагируют.
Наверное, это и есть ответ на вопрос, а как жили люди "из учебника истории" сто лет назад.
Я во многом не согласен с высказываниями героев этого текста. Но, я уверен, очень важно знать, как и почему они видят Россию и те изменения, которые произошли там с тех пор, как они уехали, и к тому времени, как они вернулись.
Ни учебник, ни история нам могут не нравиться. Но, к сожалению, мы сейчас оказались на такой его странице.
Прочитайте этот текст. Мне кажется, это важно.