Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. На фоне пафосных заявлений о сохранении традиций коренных жителей Карелии власть не делает ничего для их защиты

На фоне пафосных заявлений о сохранении традиций коренных жителей Карелии власть не делает ничего для их защиты

Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

«Так я поняла, что моего дома больше нет…» На фоне пафосных заявлений о сохранении традиций коренных жителей Карелии власть не делает ничего, чтобы защитить оставшиеся самобытные островки от вымирания и выгорания. Жительница поморского села Гридино, потерявшая в пожаре родовой дом, размышляет о причинах и страшных последствиях случившегося

Недаром в народе говорят, что «вор стены оставит, пожар – ничего…» Очередная невосполнимая потеря, ответственность за которую в правительстве Карелии с легкостью спихнули на местную власть и население, случилась вечером в пятницу, 23 мая. Из-за упавшей опоры ЛЭП в отдаленном поморском селе загорелась трава, огонь перекинулся на деревянные строения и словно языком слизал почти два десятка – деревянные жилые дома, здание администрации, клуба, надворные постройки и чудом не добрался до памятника деревянного зодчества - часовни Николая Чудоворца.

Гри́дино — старинное поморское село, одно из 160 в Карелии признанное комплексным памятником истории благодаря сохранности исторической планировки и застройки поселения. Дома расположены на практически лишенной растительности скале, террасами спускающейся к берегу студеного Белого моря. Первые поселенцы еще в XIV веке выбрали это место не случайно: с тыльной стороны оно надежно защищено скалой от холодных северных ветров, а со стороны моря прикрыто плотной стеной прибрежных островов. Искусственно созданный заслон из амбаров, бань и других хозяйственных построек помогает защититься от западных и восточных ветров, особенно в зимнее время… Страшно, но кому-то из коренных грдинцев теперь придется говорить о своем родном доме в прошедшем времени.

«Когда горит все село, с ведрами не набегаешься…»

Гридино расположено на скалах вдоль залива Белого моря. Здесь три улицы. Названия соответствуют ландшафту - Лесная, Гористая и Набережная. До пожара в старинном селе было 80 добротных домов. На всё село имеется одна бензомотопомпа. От райцентра - города Кемь до Гридино по автомобильной дороге - 267 километров, время в пути на машине – 7 часов 32 минуты (весной по размытой дороге). Пока доедет пожарная бригада – деревни не станет.

 

- В последний раз я была в своем родном селе перед февральскими выборами. Ходила вокруг нашего родового гнезда. Дом большой! Красивый как игрушечка! Строили его мой отец с братом. Господи, как душа радовалась!» - говорит моя собеседница. Теперь родного дома у Анны нет. Некуда приехать ее внукам. Все уничтожил беспощадный пожар.

В эти страшные дни ей не удалось попасть на малую родину. Поэтому не могла найти себе места, не спала. Постоянно следила за новостями. И боялась даже представить, что испытали ее земляки в огненном аду. Считает, что ущерб не был бы столь драматичным, отправь республиканские власти пожарную авиацию в Гридино. Ее, как и многих, возмутило публичное заявление главы администрации Кемского района Долининой, в котором та сообщила, что в Гридино сгорело всего два жилых дома.

На самом деле сгорели 15 жилых домов. Но в официальных источниках их почему-то стали называть дачами. «Какие дачи?! - возмущается Анна, - Мы выросли в крепких бревенчатых домах, в них жили наши деды и родители. До пожара в нашем селе было 80 добротных домов - на все в 1989 году республиканское Бюро технической инвентаризации изготовило Технические паспорта. Копии имеются в бюро недвижимости Кеми».

- Ты пыталась узнать, уцелел ли твой дом, о судьбе соседей? Удалось до кого-нибудь дозвониться?

- Ни до кого невозможно было дозвониться. Занято, занято, занято… или «нет связи». Искала информацию в социальных сетях, в официальных сообщениях. Писала СМС друзьям и землякам. Обратилась во "ВКонтакте" к Северьяну Ивановичу Мехнину – молодому депутату от Гридино в Куземском поселении. Попросила сфотографировать со скалы, что там горит. Он ответил, что находится в Кеми и в Гридино выезжает рано утром. Потом, уже с места, сообщил, что сгорели все дома от администрации до дома №30 по улице Набережной. Так я поняла, что моего дома больше нет… Буквально сейчас Северьян прислал фотографию.

 

Анна показывает ее мне. И продолжает:

- Можно было бы поговорить с Леной. Это моя соседка. Живется им нелегко: муж слепой, сама она больная. Так у нее тоже дом сгорел. Осталась только баня. Как и у меня. Сгорели здания администрации, клуба… Там был такой музей поморского быта! Такие экспонаты!

Пожар пошел от озера. Как раз там стоит трансформаторная будка, от которой всему селу подают электричество. Возле неё всегда сырость, болотина! Неудивительно, что столб упал. Его могло выморозить, или он просто сгнил. Почему не видели, что он накренился? Кто за всем этим должен был следить? В тот день поднялся сильный ветер. Столб упал, заискрились провода, загорелась некошеная сухая трава. Видимо, пока разбирались, загорелось здание администрации, полыхало так, что не смогли подобраться. Пламя помчалось по сухой траве. Загорелись дома, хозяева которых еще не приехали в село. Просто некому было их спасать. Мне рассказали, как Дружинин Борис отстоял свой дом. Тут не только умелые действия хозяина были важны. Главное, что рядом была вода – скважина во дворе и колодец около дома.

Обычно перед началом пожароопасного сезона соответствующие службы обязаны провести профилактические мероприятия, в том числе совершить подомовые обходы, разъяснить, что в каждом доме должны быть багор, лопата, топор, необходимый запас воды. Предупредить о своевременном скашивании травы вокруг дома. Пожарные и местная власть должны за этим строго следить. Должны… Но пока иван-чай в наших городах и селах выше человеческого роста.

В Калгалакшу (соседнее село) эти службы съездили, провели профилактическую работу. А вот в Гридино не смогли проехать – дорогу размыло. Но ведь именно в Гридино прошлым летом стихия провела «репетицию»: пожар начался также рядом со зданием администрации, мог пострадать клуб. Но народу в селе тогда было много, имелась мотопомпа, пожар локализовали.

Обнаружился и виновник пожара - житель Москвы, владелец деревенского дома. Он захотел шашлыки приготовить: развел костер, но не учел, что дул сильный ветер. «Наши-то – гридинские, – говорит Анна, - никогда костры не разводят, даже на берегу». Тогда к месту ЧП выехал замглавы районной администрации Михаил Ершов. Он был возмущен, что добирались они до села шесть часов!

Все, как сегодня. Дорога, по которой невозможно проехать. Единственная мотопомпа… Неужели за целый год нельзя было еще несколько штук приобрести? Отремонтировать дорогу? Сейчас все, кто заговорил и стал отчитываться о Гридино, воочию увидели, к каким последствиям приводит пожар и полное безразличие власти к нуждам людей.

Дорогу от Энгозеро в сторону сёл Гридино и Калгалакша начали строить ещё заключённые ГУЛага. В 80-е годы прошлого века при неместном председателе колхоза «Победа» Гребёнкине, наконец, её достроили, а также протянули ЛЭП. Но «ушли» мужика… Кстати, колхоз «Победа» до сих пор существует, и ещё несколько колхозов в Гридино зарегистрированы. Но ответы на вопросы, кто там председатели? кто колхозники? и почему в Гридино - самом отдалённом – деревянном - поселении Кемского района нет пожарной машины, пожалуй, искать бесполезно. Это все равно, что отправлять письмо на деревню дедушке.

Чудом уцелевшая старинная часовня во имя Святителя Николая, которую год назад на народные деньги спасли от разрушения волонтеры «Общего дела», возвышается теперь над пожарищем. Словно в укор властям, которые ничего не сделали ни для сохранения исторического поселения с богатейшими историей, традициями, ландшафтом, ни для живущих здесь людей. О Гридино говорили, показывали, пиарили, завлекали (вот и москвичи клюнули на эту удочку, скупают у поморов дома, ведут себя как хозяева). Но палец о палец не ударили, чтобы сохранить, а уж развивать – тем более.

Бурю возмущения в социальных сетях вызвал тот факт, что чиновники назвали дома Гридино строениями.

Алексей Коновалов: "Сгоревшие строения" это также жилые родовые дома уникального поморского стиля постройки. Если в них круглогодично не живут, это не значит, что их можно отнести ко второму сорту. Каждое "сгоревшее строение" это жилой дом, построенный нашими бабушками и дедами, это часть истории. Жемчужина Беломорского поморья - деревня Гридино исчезает.

Галина Юрьева: "Очень страшное событие произошло на моей Малой Родине. Сгорел наш дом, где мы родились, выросли, очень больно. Сейчас приехать некуда, но кто-то виноват в этом страшном пожаре. Столько лет стоит деревня, такой ужас впервые. Сердце плачет, душа разрывается от боли".

Tema Petrovsky: «В 21 веке нет защиты ЛЭП от скачка напряжения? Очень удобно, столб упал, выгорело пол-деревни. Трухлявых столбов полно, ждать новых пожаров?»

Любовь Потькова: «Пожар - это горе для всего Кемского района. В Гайжево назревает такая же опасность. Столб около трансформатора сгнил, а на нём висят провода. Женщина, чей дом у этого столба, подходила к электрикам. Но они ответили, что мост закрыт, нет возможности привезти новый столб. Беду можно предотвратить сейчас, не дожидаться второго Гридино».

«Пока федеральное руководство слушало про новые мегапроекты карельских чиновников и Кемско-Беломорскую агломерацию, та самая агломерация вовсю полыхала из-за отсутствия самых простых условий жизни — безопасных электросетей и нормальных дорог», — констатировала в соцсетях еще одна местная жительница Марина Сколова.

Депутат Законодательного Собрания Монастыршин на своей странице в соцсети сообщил, что по поручению прокурора республики на место происшествия для координации деятельности правоохранительных и надзорных органов ввиду нахождения на близлежащей территории выезжал прокурор Лоухского района Иван Панов. Прокуратура проверит соблюдение законодательства о противопожарной безопасности, даст правовую оценку деятельности органов местного самоуправления по профилактике и предупреждению пожаров, а также хозяйствующих субъектов по соблюдению противопожарного режима. По итогам проверки при наличии оснований будут приняты меры реагирования.

Вероника Федотова, город Кемь


В российских СМИ тем временем комментируют случившееся на севере Карелии. «По иронии судьбы глава Карелии Артур Парфенчиков в день пожара представлял в Москве «потенциал северных территорий». Карельский губернатор выступал на пленарной сессии «Российская Арктика: путь в будущее», где рассказывал о мастер-плане Кемско-Беломорской агломерации, которая по замыслу федерального центра должна стать точкой роста Арктической зоны республики, - пишет журналист Валерий Поташов. - Однако спущенная из Москвы идея создания агломерации в двух депрессивных районах Карелии с плотностью населения втрое ниже, чем в Исландии и неразвитой инфраструктурой выглядит сегодня откровенной маниловщиной… Глава Карелии Артур Парфенчиков не раз признавался в любви к поморской культуре и называл ее одним из брендов республики. Правда, пока неизвестно, готов ли господин Парфенчиков оказать шефскую помощь одному из последних очагов поморской культуры в Карелии, как это он делает в Васильевском районе Запорожской области, или республиканские власти объявят сгоревшие в карельском Поморье дома «дачами» и оставят их хозяев самих разбирать свои пепелища».

 

«Гибель старинного поморского села Гридино в Кемском районе Карелии навсегда останется на совести членов нынешнего республиканского правительства. Пока не случилась беда, никто из них не посетил село и не предпринял минимально необходимых усилий для сохранения памятника истории. Для большинства членов правительства Парфенчикова – Чепика это не их история, не их коллективная память. Нет социальной рамки, которая объединяла бы «варягов», намеренных покинуть регион сразу после отставки губернатора, и жителей Карелии, для которых с гибелью гридинских домов ушла часть национальной культуры…», - пишет телеграм-канал «Глубокая Карелия».

Где ждать новую беду?

На фото дом жительницы Гридино Анны и оставшееся от него пепелище; мнение главы Карелии о причинах пожара и несвоевременной помощи с тушением.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
11 мая
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Дикие выходки заезжих «гостей Карелии» могут сгубить целые старинные деревни вместе с памятниками архитектуры
Мнение
4 мая
Тоня Васильева
Тоня Васильева
Общество добровольных лесных пожарных два года живет без грантов
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КарелияЧП