Режьте меня, но в моей голове и памяти эти годы остались годами бесконечного счастья и радости. Возможно, потому, что я была одна, дети родились в 93 и 95, я была в движении, в 87 первый раз в жизни поехала заграницу - и это был Париж, сумасшедший дом просто какой-то крышесносный, - альбом у меня там выходил.
Для меня лично более сложные времена настали в конце 90-х, мы ездили в Ясенево на оптовый рынок, там было дешевле, но это все перекрывали дети и любовь к ним.
Я вот про рынок только сейчас и вспомнила, настолько, вероятно, это было для меня неважным, в отличие от бурления народа и свободы вокруг.
А еще я очень хорошо помню, как к нам тогда относились в мире - с каким-то неистовым восторгом, это было невероятно и страшно важно для меня, любившей тогда свою страну и гордившейся ей. Воздух свободы перекрывал запах хлеба, я вот это общее движение многих людей, почувствовавших, что они что-то могут, это колыхание некогда неподвижной страны не забуду никогда.
Наверное, просто так сложилась моя жизнь, что я по-настоящему не голодала. Мой внутренний анархизм удерживал меня от любых взаимодействий с государством, олигархами и пр. Я никогда никого не обслуживала и ничего никому не была должна и ни от кого не зависела. И все эти журналисты - от Пархоменко до Венедиктова, от Митковой до Доренко - были от меня бесконечно далеки. Да я тогда, скорее всего, ничего особенного из себя не представляла.
Стыдно мне по-настоящему за две вещи: вторые нечестные выборы Ельцина и за то, что мы, вполне живое общество, а по сравнению с нынешними стальными временами просто суперживое, не обратили должного внимания на чеченскую войну и не остановили ее. Многое в сегодняшнем дне имеет корни там, в Чечне.
Наверное, надо было идти в политику, но тогда я об этом даже и не думала.
Главными бедами СССР и России считаю вранье, лицемерие, презрение интеллигенции к народу и народа к интеллигенции, сознательно поддерживаемое властью, и жизнь по принципу "цель оправдывает средства". Из этого принципа вытекает многое, если не все.
Пишу это по дороге в лагерь для российских военнопленных - вот куда привели нас наши беды и непоправимые моральные ошибки.