Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Новгородская область
  2. История с повреждением культурного слоя вокруг церкви в Бурегах очень показательна в своей обыденной абсурдности

История с повреждением культурного слоя вокруг церкви в Бурегах очень показательна в своей обыденной абсурдности

Павел Колосницын
Павел Колосницын
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

История с повреждением культурного слоя вокруг церкви в Бурегах - это мелочь по сравнению с преступлениями, происходящими сейчас в России, но уж очень она показательна в своей обыденной абсурдности. Поэтому не могу не рассказать.

 

Вначале присказка

На дороге из Новгорода в Старую Руссу каждый проезжающий обратит внимание на руины, стоящие на высоком берегу реки Псижы в селе Буреги. Село древнее. Впервые Буреги и каменная церковь Николы в них упоминаются в 1499 г. в писцовой книге, составленной через два десятка лет после присоединения Новгорода к Московскому княжеству:

«1499… Бурежский погост, а на нем церковь каменна Великии Никола... во дворе поп Ермола, во дворе дьяк Никитка, во дворе пономарь, во дворе проскурница».

Сейчас можно увидеть два храма и колокольню.

Большой храм, сохранившийся получше – это Воскресенский собор. Он был построен примерно в 1730 г. иждивением князей Мещёрских, которым тогда принадлежало село.
Рядом стоит Никольская церковь, она меньше размером и была отапливаемой. В ней же располагались могилы владельцев села – князей Мещёрских, а впоследствии  Долгоруковых. Точное время ее постройки неизвестно, но вероятнее всего она была возведена на несколько лет позже Воскресенского собора. Сейчас от нее фактически остались только стены, заросшие деревьями.

К северо-западу от них сохранилась трехъярусная колокольня в барочном стиле – в виде восьмигранного «столба» на кубическом основании. Надежных сведений о времени ее постройки нет, но по внешнему облику она соответствует XVIII веку и вероятно построена в одно время с храмами.

Церкви были приходскими вплоть антирелигиозной компании конца 1920-х гг. Вокруг располагалось кладбище, о котором свидетельствуют две сохранившиеся могильные плиты. В 30-е годы комсомольцы сбросили с куполов кресты, а храмы приспособили под хозяйственные нужды. Потом они пострадали во время войны – 23-25 февраля 1943 года части 19-й отдельной лыжной бригады (Якутские стрелки) в ходе Старорусской операции пытались перерезать дорогу Новгород - Старая Русса и вели бой с немцами, занявшими здесь позиции. Впрочем, разрушения были незначительны – на послевоенных фотографиях храмы и колокольня выглядят достаточно неплохо.

Позднее, вплоть до 1970-х гг. церкви использовались как склады.

В 1975 году началась первая неудачная реставрация – студенты-историки из Нижнего Новгорода под руководством реставраторов очистили помещение собора от удобрений. В 1978 году был вскрыт гроб княжны Долгорукой. В 1980–1981 гг. были проведены обмеры, фотофиксация и были составлены паспорта памятников культуры. В середине 80-х начались масштабные работы – завезен материал, возведены деревянные леса, вычинены некоторые участки кладки, стены Воскресенского собора были укреплены металлической стяжкой. Однако трудности перестроечного, а затем постсоветского времени прервали эти работы. Леса постепенно разваливались, территория вокруг стала зарастать кустарником, а оставшиеся без крыш храмы и колокольня начали стремительно разрушатся. Долгие годы храмы разваливались, вызывая беспокойство у всех неравнодушных.

Ну а теперь сказка

Наконец, в прошлом году начались долгожданные работы по консервации – укрепление кладки и перекрытие кровли. Все вроде шло неплохо, но…

15 апреля во «ВКонтакте» появляется видеоролик, автор которого, заснял разрытия повредившие кладбище вокруг Никольской церкви. На видеозаписи он показывает многочисленные человеческие кости и куски разбитых надгробий. Видно, что копали, вероятно, с помощью экскаватора и заглубились минимум на 20–30 см.

 
 
 

Такое случается не так уж редко. Строители или кто еще, решили снять верхний слой, не задумываясь о том, что вокруг церквей находится кладбище и культурный слой, который хорошо заметен в разрытиях. В таких ситуациях обычно подключаются органы охраны памятников – выносят предписания, останавливают работы и предпринимают меры к сохранению культурного наследия. Это их обычная рутинная работа.

Но после огласки, Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области отреагировала странно.

16 апреля от имени аккаунта инспекции появился следующий комментарий: «Объектов археологического наследия на территории церквей в Бурегах нет, поэтому археологи и не работали. Скорее всего, при выравнивании грунта в зимний период зацепили верхний слой грунта и задели старое кладбище».

Оцените парадокс. Есть церковь XVIII века, есть упоминания каменного храма на этом месте с XV века, есть кладбище и культурный слой, а археологического памятника нет. То есть, ежу понятно, что памятник есть. Просто он никогда ни исследовался и не включен ни в какие списки. Как говорится, нет тела – нет дела. Инспекция, вместо выяснения, что происходит и организации проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (как полагается по закону), полностью солидаризируется с грабителями-металлодетектеристами – если памятник без документов то с ним можно делать что угодно.

Но дальше стало еще интереснее. 18 апреля в разговор включился лично начальник инспекции А. Ю. Курочкин и заявил, что разрытий нет, земляные работы не велись, повреждений поверхности и человеческих костей на поверхности у церкви нет. Он там был лично и проверил, а видеозапись ненастоящая. Вот прямые цитаты:

«Никаких строительных работ не ведется и не велось совсем, кстати ак и земляных. Проектом противоаварийных работ предусмотрена установка неинвентарных лесов и временной кровли. Специалисты были на месте. Никаких костных останков у Бурегских церквей не обнаружено. На месте был сам, начальник инспекции. Есть сомнения в подлинности информации, распространяемой на видео».

«Никаких земляных работ не было ни в проекте, ни осуществлялось физически».

«Никто ничего не убирал, поскольку убирать нечего. Никто ничего не разрушал, поскольку земляные работы не проводились. На этом дискуссию считаю законченной».

 

То есть начальник охраны памятников не просто ничего не делает – он прямо отрицает факты, выгораживает людей проводивших, как теперь очевидно, незаконные земляные работы у храма и обвинят сообщивших о правонарушении во лжи. Ну а потом идет вручать грамоты с благодарностями за сохранение культурного наследия. Ведь день знаменательный – 18 апреля - Международный день памятников и исторических мест.

Ну а в качестве кульминации 19 ноября выходит новостной сюжет «Вести. Великий Новгород», посвященный консервационным работам в Бурегах, в котором рассказывают, как прекрасно и с опережением сроков все сделано. Только оператор старательно избегает планов с видом на места разрытий. Но на некоторых кадрах все равно прекрасно видно, что разрытия, которые зафиксированы на видео от 15 апреля, засыпаны свежим песком (см. скриншот выше). Но, по словам начальника инспекции все работы выполнены качественно.

Ситуация абсолютно прозрачная. Случайные люди фиксируют разрытия, которые по факту представляют собой повреждение объекта культурного наследия, люди проводящие работы заметают следы, а охрана памятников их покрывает. Остается только вопросы, были ли земляные работы в изначальном проекте или это инициатива на месте и что сообщала Инспекция об отсутствии археологического памятника у храмов в Бурегах. Ответить на них мог бы проект, но ни проекта работ ни экспертизы на него на сайте Инспекции я не нашел. Хотя может плохо искал.

Вот такая история.

Хотел написать выводы, но лучше сделайте их сами. Я же могу сказать, что это не первая такая ситуация, и происходить в Новгородской области они начинают все чаще и чаще. И самое главное – никто не реагирует. Даже некоторые коллеги говорят, что ничего не поделать и все по закону.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
18 апреля
Павел Колосницын
Павел Колосницын
В Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области не знают законов?
Мнение
25 июня
Александр Кынев
Александр Кынев
Какими будут выборы в Мосгордуму-2024: у кого шансы есть, у кого нет
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ВластьГрадозащитаКультура