Еще одним висяком меньше. Завершил сканирование архива Галины Ивановны Касабовой. Галина Ивановна, известная норильская журналистка, уехав "на материк", стала издавать серию книг "О времени, о Норильске, о себе". Она успела издать пятнадцать томов воспоминаний норильчан и почти подготовила шестнадцатый. Это потрясающая работа. Разумеется, в этих томах много материалов о Норильлаге, по крайней мере половина. И это очень ценные материалы. Пятнадцать книг опубликованы на нашем сайте.
К слову, у меня есть пара десятков комплектов книг этой серии (почти все тома), желающие могут забрать, желательно самовывозом.
Когда Галина Ивановна умерла в 2022 году, по согласованию с родственниками ее архив (примерно полцентнера бумаг, см. на фото) был переправлен в Красноярск, где я его и придержал до полной оцифровки. Потому что в какой архив он ни попал бы - в Норильске ли, в Красноярске ли - мы бы его не увидели еще 75 лет. А так хотя бы цифровая копия будет доступна для обработки.
Кстати, интересный вопрос - вот попадает вам в руки бумажный архив, состоящий из вполне себе документов - воспоминаний, фотографий (в том числе и уникальных) - и разного рода почеркушек на обрывках бумаги, блокнотов, черновиков и так далее. Как его цифровать?
Я считаю - нужно цифровать все, вплоть до обрывков. Это информация, она лишней не бывает. А вот с бумажками после оцифровки можно не церемониться. Оставлять только ценное, уникальное, остальное в мусор. С мемориальским архивом (да и с собственным) я поступаю именно так. Из касабовского же архива я, наоборот, ни одной бумажки не выкинул, пусть это сделают получатели архива. Им решать, что важно и что нужно хранить в бумажном виде. В любом случае останется цифровая копия.
А цифровая копия поступила в работу. Начал выкладывать материалы, подготовленные для шестнадцатого тома, да и все остальное потихоньку обработается. Разумеется, нам нужны в первую очередь материалы, относящиеся к Норильлагу (и их там много), но историю Норильска трудно отделить от истории Норильлага - рассказывают о вроде бы "цивильном" цехе, но выясняется, что проектировщики его - в основном зэки. Так что даже если слов "Норильлаг" и "з/к" в тексте нет, это не означает, что речь идет и о них тоже.
Кажется, это был последний крупный "висяк". Теперь можно заняться тем, что давно откладывалось.