Из 29 регионов России, которые анализировала найросеть, в 11 регионах обнаружили такой масштаб расхождений, что установить реальные результаты выборов там невозможно. То есть избирательные комиссии рисовали явку, и понятно за кого были пририсованные голоса.
В 2018 году я видела это своими гразами в Карачаево-Черкесии: мы со 100 активистами ездили наблюдать на выборах в республике. Реальная явка 35% в итоговых протоколах волшебным образом превращалась в 85%.
Поэтому я — последовательный противник бойкота или игнорирования выборов: накидать бюллетеней за непришедших проще, чем переписывать. Аргумент про повышение явки, как видите, тоже несостоятельный: нарисуют, как спустят сверху, и покажут по всем каналам.
Полдень против Путина — наглядная возможность показать, сколько людей выступают за мир и демократию. Это уже не нарисуешь.
С наблюдением в 2024 году будет сильно хуже, чем на предыдущих выборах: оставшиеся спаринг-партнеры Путина почти не дают направления независимым наблюдателям, а к тем, кто занимается наблюдением, приходят с обысками и прессуют, особенно давление усилилось в последние несколько дней.