Фактически сформирован состав потенциальных кандидатов в Президенты РФ на выборах 17 марта 2024. Как минимум в бюллетене будет 4 кандидата (они будут идти по алфавиту), из них трем от парламентских партий подписи не нужны, а в сборе 300 тыс. подписей за Путина сомневаться не приходится:
- Даванков Владислав Андреевич, 25.02.1984 гр. (39 лет), заместитель председателя Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции партии «Новые люди».
- Путин Владимир Владимирович, 07.10.1952 (71 год), Президент РФ, самовыдвижение (при поддержке «Единой России» и «Справедливой России»).
- Слуцкий Леонид Эдуардович, 04.01.1968 (55 лет), председатель ЛДПР, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе, Председатель комитета Государственной Думы по международным делам.
- Харитонов Николай Михайлович, 30.10.1948 гр (75 лет), Председатель комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики, КПРФ.
Из остальных выдвинутых какие-то шансы на регистрацию могут иметь еще три кандидата от непарламентских партий (им нужно собрать не менее 100 тыс. подписей):
- Бабурин Сергей Николаевич, 31.01.1959 гр., главный научный сотрудник ФГБУ науки "Институт государства и права РАН, бывший депутат Госдумы РФ («Российский общенародный союз»).
- Богданов Андрей Владимирович, 31.01.1970 гр., пред. правления Общероссийская общественная организация по развитию социальных технологий "Центр Андрея Богданова" (Российская партия свободы и справедливости (РПСС) – в Госдуму в 2021 список этой бывшей Компартии соц справедливости (КПСС) возглавлял Максим Шевченко и тогда это был спойлер против КПРФ).
- Надеждин Борис Борисович, 26.04.1963 г.р., президент Фонд “Институт региональных проектов и законодательства”, депутат Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области, бывший депутат Госдумы РФ от СПС (партия «Гражданская инициатива»).
Таким образом, скорее всего, в бюллетене будет от 4 до 7 кандидатов.
На всех выборах, начиная с 1996, второе место занимал кандидат КПРФ с большим отрывом от третьего места. На этот раз с учетом состава кандидатов есть реальная интрига в борьбе за 2, 3, 4 место по причине очевидной слабости кандидата от КПРФ. Причина не только в возрасте 75-летнего Н. М. Харитонова, принимавшего участие в выборах президента 19 лет назад в 2004, но и в образе кандидата.
В 1990-е годы основой электората КПРФ была аграрная периферия и национальные регионы, но в начале 2000-х завершился электоральный перелом и последние примерно 20 с лишним лет основной избиратель КПРФ стал городским: это городская интеллигенция, малый и средний бизнес. И наоборот, периферия стала оплотом партии власти. Так как компартия стала городской протестной партией, то существенно изменился и образ кандидатов на региональных и федеральных выборах (яркие примеры – Николай Бондаренко, Валентин Коновалов, Евгений Ступин, Артем Самсонов). Выдвижение кандидата из электорального прошлого в условиях, когда образ КПРФ поменялся, — это очень странное решение, потому что оно не соответствует той группе, которая сегодня голосует, уже не говоря про возраст и всё остальное. Понятно, что никакого расширения электората партии при таком кандидате быть не может.
Кстати, кандидатура Павла Грудинина 6 лет назад как раз была направлена на расширение аудитории, потому что он был человек из бизнеса, человек другой формации. И хотя была жёсткая кампания против Грудинина, его выдвижение дало эффект. Произошло обогащение образа КПРФ, и усилившейся протестной риторикой кампания весны -2018 очень сильно помогла КПРФ в дальнейшем получать голоса на региональных выборах осенью 2018 года, и потом в 2019—2021 годах. В этом смысле эффект Грудинина был, а здесь будет ровно наоборот.
На мой взгляд, кандидат на президентские выборы от КПРФ настолько неудачен, что он негативно скажется и на последующих выборах. Зачем это сделано? Это главная интрига. Видимо, в ходе договоренностей была какая-то цена вопроса, которая позволила принять это решение. Может быть, это игра в поддавки, может быть, это какие-то иные вопросы, какие-то уступки, но с точки зрения политического будущего она контрпродуктивна, потому что несет электоральный ущерб. При таком кандидате и учитывая, что все остальные кандидаты будут новыми и более молодыми (Л. Слуцкий, и особенно В. Даванков, кандидат «Новых людей»), совершенно очевидно, что для городского избирателя, который раньше голосовал за коммунистов, тот же Даванков будет намного ближе и понятнее, чем пожилой аграрий Харитонов.
Не исключено, что власть будет тащить на второе место Л. Слуцкого, который одновременно и новый кандидат для многих избирателей, при этом у него никто не будет отнимать голосов. У Харитонова помимо всех его имиджевых проблем есть риск еще иметь и спойлера в виде отнимающего голоса в той же нише С. Бабурина.
Шанс Даванкова - во-первых возраст, резко отличающий его от остальных. За плечами только что откатанная довольно успешная кампания на выборах мэра Москва, где ранее публично малоизвестный Даванков набрал 5,34% голосов, не сильно отстав от внука Г. Зюганова от КПРФ и кандидата ЛДПР Чернышева. Ее нужно просто масштабировать и развить, ей уже готовая программа и набор агитационного креатива, набравшаяся опыта команда.
Кроме того, Даванков единственный из имеющих твердые шансы дойти до бюллетеня открыто выступающий против архаизации политической и экономической жизни, по сути, «наименее людоедский» из всех кандидат, предпочитающий ставку на позитив и образ будущего. Выступая при выдвижении, он прямо сказал о чиновниках, которые «учат нас жить, как нам рожать, какие фильмы смотреть, какую музыку слушать». «На мой взгляд, это недопустимо», — пояснил он. «Я не понимаю, как мы за пару лет сантиметр за сантиметром потеряли множество свобод, и само слово «свобода» фактически стало достаточно неприличным». Ничего подобного ни от Слуцкого, ни от Харитонова ожидать не приходится. Лидер партии А. Нечаев на съезде прямо сравнил риски архаизации политики и экономики России как главную проблему для ее развития вместе с негативным влияние западных санкций.
При таком раскладе есть шанс бороться за 2-3 место. Причем, Даванков имеет шансы быть первым в бюллетене, что может дать некоторый эффект среди неопределившихся. И здесь не имеет никакого значения «согласованность» кандидатов: все они согласованные. Важно, какой образ будущего страны из кандидатов от оппозиции будет иметь максимальную поддержку.
Консолидации Даванковым голосов бизнеса и интеллигенции может помешать наличие в бюллетене Богданова и Надеждина (для чего их и могут зарегистрировать). Опора Бориса Надеждина с его похожей программой на местный гражданский актив: широкая известность среди местных демократических активистов по всей стране, которые могут помочь ему аккумулировать часть общедемократического электората. Думаю, что со стороны Даванкова было бы правильным предложить присоединиться к его кампании всем кандидатам, в том числе бывшим (и особенно к бывшим), с близкими взглядами на будущее страны: от Надеждина до Дунцовой.