Антивоенное сопротивление в РФ и в российской диаспоре, каким оно сложилось еще в феврале 2022, в основном состоит из людей, воспринимающих эту войну (или войны вообще) как преступное, позорное и несправедливое явление. Они в большинстве своем были против аннексии Крыма, "русской весны" 2014 года, аннексии юго-восточных регионов Украины. Они ставили (пока это не стало восприниматься как примазывание) украинский флаг на аватарки, радовались успехам ВСУ, а самые смелые донатили.
Проблема в том, что таких людей, выступающих против войны из принципиальных соображений, слишком мало. Причем большинство из них или уже уехало, или сидит под уголовками и административками, или запугано. Да даже если они все выйдут протестовать, этого не хватит ни для смены режима, ни для остановки войны.
Причем это не только в России так. Если и были в мире войны (кроме гражданских), которые останавливались из-за принципиальной политической и ценностной позиции большинства населения, то их явно немного. Я таких войн припомнить не могу.
Немцы устроили революцию в 1918 году, окончив Первую мировую, не из-за сочувствия к Франции, а потому что слишком тяжко им было тянуть эту ношу, и вера в победу улетучилась. И делали это в целом те же люди, которые четырьмя годами ранее ликовали и стояли в очередях, чтобы отправиться на фронт.
Движение против войны во Вьетнаме (а позже в Афганистане, что советское, что американское) стало мощной силой не благодаря распространению идей Хо Ши Мина (и тем более - талибов), а потому что люди не хотели больше получать цинковые гробы и похоронки. То же касалось и Первой чеченской войны: вряд ли в 1996 году в России было много горячих сторонников независимой Ичкерии, но сторонников гробить там молодых российских (подчеркиваю) ребят было еще меньше.
Войны останавливала всегда не горстка идеалистов, а прагматичные массы, которые не хотели платить высокую цену (в жизнях и в деньгах) за сомнительные выгоды. Причем в целом они сами могли быть не против войны и не испытывать никакого сочувствия к противнику, просто это патриотическое развлечение становилось им не по карману.
То есть в России антивоенное движение станет силой тогда, когда в него вольются всевозможные жены и вдовы мобилизованных, разоряющиеся предприниматели, уклонисты и сами военные, которые хотят спокойно получать оклад и очередные звания, а не ждать "прилета" в окопе под Купянском. И я здесь даже не про пресловутый "раскол элит", а про широкие, в целом аполитичные и часто циничные слои населения, которые составляют в любой стране большинство и служат опорой почти любому режиму.
Конечно, очень многое зависит от того, как люди воспринимают цели и смысл этой войны. Ради важной цели народ может вытерпеть очень многое (тут Вторая мировая нам пример). А вот страдать и умирать ради бессмысленного дела не хочет никто. Поэтому пропаганда для Кремля важнее, чем крылатые ракеты: пока она справляется, война может продолжаться еще очень долго.
И вот в этом, на мой взгляд, и состоит главная задача морального авангарда общества: лишить войну пропагандистской поддержки, показать россиянам ее ненужность. При этом не стоит рассчитывать на то, что даже тогда у большинства населения откроются глаза и что они поймут неправедность этой войны. Это уже совершенно другая задача, на годы, если не на десятилетия.