Пока в виде возможного запрета абортов в частных клиниках (по статистике, это около 1/5). Выступают депутаты, готовится законопроект, на днях вот патриарх Кирилл предложил запретить «склонять» женщин к абортам и пообещал, что тогда рождаемость увеличится «как по движению волшебной палочки» (а мы-то думали, что РПЦ не очень любит магию!).
Слово «запрет» пока никто не произносит. Но тренд именно такой. В государственных клиниках разрешение на аборты можно как угодно ужесточать какими-нибудь ведомственными актами Минздрава, которые будут стараться принимать по-тихому и фактически дойдет до запрета, за исключением медицинских показаний. Уже сейчас, чтобы получить право на аборт в государственной клинике, женщина часто должна пройти специальную комиссию и беседу, на которой ее будут отговаривать от прерывания беременности.
Тема запрета абортов многократно обсуждена в разных странах, где их пытались или пытаются запретить. Мне кажутся важными три тезиса:
1. Специалисты любят повторять фразу: «Невозможно запретить аборты, можно запретить только безопасные аборты». В условиях запрета абортов женщины делают их подпольно. Сразу растет материнская смертность (по американским оценкам, которые публиковались, где-то на 20-30%).
2. Запрет абортов не улучшает демографию. В Польше законодательство по абортам жесткое, там рождаемость 1.5 ребенка на женщину. Во Франции мягкое, там 1.8. В Техасе запрет абортов дал увеличение числа родившихся детей на 3% (как считают специалисты, краткосрочное).
3. Запрет абортов увеличивает число родившихся детей сейчас, но уменьшает их число потом. Женщина, которая прерывает беременность, к этой беременности сейчас не готова. Когда она будет готова и захочет, она родит ребенка. Но если она сейчас не сделает аборт, то «потом», когда она теоретически была бы готова к тому, чтобы стать матерью, у нее ребенок уже будет. Нежеланный и поэтому, возможно, сделавшей ее несчастной. И она вовсе не обязательно решит родить второго.
Ну и последнее: когда аборты запрещены или ограничены, больше детей растут в бедности, без родительской любви или вовсе бросаются родителями. Мне кажется это куда более грустным, чем прерывание беременности.