2023 год в Карелии начался со скандала. Как сообщали СМИ, 25 января в Медвежьегорской районной больнице, которой руководит депутат ЗС РК Алупова, прошли обыски. Их причиной стали незаконные начисления ковидных выплат медработникам — как известно, в период пандемии за работу в сложных условиях медикам полагались дополнительные деньги и распределялись они руководством ЦРБ с нарушениями — так предположили следователи...
Как сообщали в прессу источники, речь шла о большом количестве эпизодов, а не о единичных случаях. Назывались также суммы, на которые могли незаконно нажиться медики — порядка 300–400 тысяч рублей каждому. Однако чем завершилось это громкое дело — до сих пор неизвестно. Однако достоянием общественности стало другое уголовное дело, дошедшее до Верховного суда Карелии по апелляции прокурора, не согласившегося с мягким приговором попавшемуся на махинациях медику. На этот раз без «мошенничества при получении выплат, совершенного с использованием служебного положения...» не обошлось в Кемской ЦРБ.
В конце мая Верховный суд Карелии рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению прокурора Кемского района на приговор суда Кеми, которым врач-невролог местной ЦРБ Нассер был осуждён по части 3 статьи 159.2 УК РФ к штрафу в размере 100 тысяч рублей, а категория преступления на основании части 6 статьи 15 УК РФ судом была изменена на менее тяжкую. Кроме того, суд райцентра освободил врача от наказания в связи с деятельным раскаянием, что также опротестовал прокурор, так как раскаяния, по сути, не было.
Верховный суд установил, что приехавший лечить людей на север Карелии Нассер был назначен врачом-неврологом в июле 2021 года и в соответствии с заключенным с ним трудовым договором выполнял организационно-распорядительные функции в муниципальном медучреждении. Являясь должностным лицом, как выяснило следствие, он в период с 22 октября 2021 года по 11 мая 2022 года из корыстной заинтересованности, используя свои служебные полномочия, внёс в официальные документы (медицинские карты пациентов в письменном и электронном форматах) заведомо ложные сведения об амбулаторном осмотре 21 пациента с установленным диагнозом новой короновирусной инфекции (COVID-19), в результате чего в качестве государственной социальной поддержки ему были незаконно выплачены региональным отделением Фонда социального страхования по Республике Карелии денежные средства в сумме более 126 тысяч рублей, которыми доктор распорядился в личных целях.
Согласно обвинению, действия невролога были квалифицированы по двум составам преступления: мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат путём предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершённые лицом с использованием своего служебного положения, а также — служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной заинтересованности.
Однако суд первой инстанции обвинение по двум вменяемым составам преступлений, которые «связаны единым преступным умыслом и деянием подсудимого», разделил, и по каждому принял отдельное решение в виде приговора и постановления соответственно. В результате подсудимый был освобожден от наказания, назначенного «в связи с деятельным раскаянием». Районный прокурор счел приговор суда незаконным, необоснованным, и в своей апелляции попросил Верховный суд РК его изменить в связи с неправильным применением уголовного закона и существенным нарушением УПК РФ.
«Прокурор полагает, что в судебном разбирательстве не были установлены... основания для прекращения уголовного дела в связи с деятельным раскаянием, — говорится в решении ВС Карелии. — Гособвинитель полагает, что судом необоснованно признана в качестве смягчающего наказание обстоятельства, явка с повинной, поскольку до возбуждения уголовного дела по результатам проведенных сотрудниками УФСБ России по РК оперативно-розыскных мероприятий была установлена причастность Нассера А. к выявленным преступлениям».
То есть, невролог признался в содеянном спустя значительный период времени после совершения мошенничества и подлога. Поводом для возбуждения уголовного дела явились результаты оперативно-розыскных мероприятий, а не признания Нассера. Поэтому прокурор просил приговор изменить, решение об освобождении Нассера от уголовной ответственности и наказания отменить и назначить другое наказание в соответствии с УК РФ.
Апелляционный суд в своем решении признал правоту гособвинителя и высказал целый ряд замечаний в отношении суда первой инстанции. В частности, подсудимый Нассер не был допрошен в суде по обстоятельствам «деятельного раскаяния», поскольку он отказался от дачи показаний. «С указанных правовых позиций на предмет установления раскаяния подсудимого суд первой инстанции не дал надлежащей оценки тому, что подсудимый в публичном судебном разбирательстве уголовного дела отказался от дачи показаний, не продемонстрировав раскаяния, — говорится в решении. — Кроме этого, в полной мере не были установлены данные о личности подсудимого...»
Дело возвращено в Кемский суд для нового рассмотрения, подписка о невыезде в отношении врача-невролога остается в силе.
Напомним, что уже несколько месяцев в Кемском мировом судебном участке продолжается рассмотрение уголовного дела о драке в приемном покое ЦРБ, в ходе которой пострадал заведующий терапевтическим отделением. Наш паблик рассказывал об этом инциденте и его последствиях. Подсудимый — врач-терапевт той же больницы изначально вину признал, однако дело затягивается, в том числе из-за появившихся в нем неких «новых обстоятельств», связанных с записями в электронной карте пострадавшего. Кстати, одну из таких записей сделал невролог Кемской ЦРБ.
Если некоторые доктора без угрызений совести вносят заведомо ложные сведения в электронные карты больных, то любые сомнения в их адрес небеспочвенны. Как после этого вообще верить медицинским картам, особенно электронным, куда любой жуликоватый врач по личному умыслу может внести несуществующие данные? Сегодня ковид попутал, а завтра...