День памяти жертв геноцида армян — отмечается ежегодно 24 апреля в память о жертвах геноцида армян в Османской империи.
Все началось с того, что я начал интересоваться своей родословной. И вот, когда я подступился к происхождению прадеда, оказалось, что он был похоронен на армянском кладбище в Астрахани. Каково же было мое удивление, когда узнал, что кладбище было уничтожено. И было уничтожено по приказу коммунистов примерно в конце пятидесятых годов. И что интересно, кладбище вроде бы никому не мешало, не стояло на пути развития дорожного хозяйства и промышленного прогресса. На месте кладбищенской земли выросло то, что в народе называли "обкомовские дачи". Дачные участки здесь нарезали партхозноменклатуре, а также, что немаловажно отметить — работникам спецслужб. Что же получалось, в СССР, обладавшем одной шестой частью суши, как обычно, образовался дефицит, но теперь земли. В советское время существовал анекдот: "Если к власти в Сахаре придут коммунисты, в ней тут же образуется дефицит песка". Он таки образовался, но в Астраханской области! В полосе пустынь и степей сносили кладбища только ради того, чтобы высшее партийное руководство могло отдыхать на человеческих костях. Думаете, такое было возможно где-нибудь в Кампучии или Центральной Африканской Республике. Нет, такое было и в СССР, в Астраханской области.
Всеуничтожающая рука большевиков коснулась также находившихся по соседству католического кладбища и захоронения погибших в Первую Мировую войну. Эти кладбища находились поблизости от Армянского, по улице Софьи Перовской.
Статью об уничтожении армянского кладбища в Астрахани не найдешь в "Википедии", как можно найти статью о разрушении армянских могил в Джульфе.
Так зачем уничтожили армянское кладбище в Астрахани?
Я много расспрашивал старожилов, краеведов, родственников — никто не может сказать, почему это произошло. Но однажды мне сказали под большим секретом, что на армянском кладбище осуществлялись захоронения, которые производили ЧК-НКВД. Подсказать место для укрывательства преступлений мог руководитель астраханского ЧК Георгий Атарбеков (Атарбекян), по происхождению был из мещан Эриванской губернии (на территории современной Армении). До 1919-го Атарбеков на территории Астраханского края не проживал. Необходимо отметить, что в том же году Атарбеков был отстранен с руководящей должности ЧК за проявленную жестокость.
Вот что писали очевидцы тех дней:
"В городе в ЧК было так много расстрелянных, что их едва успевали свозить ночью на кладбище, где они грудами сваливались под видом "умерших от тифа".
Чрезвычайный комендант Чугунов издал распоряжение, которым под угрозой расстрела воспрещалось терять трупы (падавшие с грузовых машин) по дороге к кладбищу.
Почти каждое утро проснувшиеся астраханцы находили среди улиц полураздетых, залитых кровью застреленных рабочих. И от трупа к трупу живые разыскивали дорогих мертвецов.
13 и 14 марта [1919 год — прим. М. Долиева] расстреливали по-прежнему только одних рабочих. Но потом власти, должно быть, спохватились. Ведь нельзя было даже сваливать вину за расстрелы на "восставшую буржуазию". И власти решили, что "лучше поздно, чем никогда..."
Автор: П. Силин. Член партии социалистов-революционеров. Воспоминания написаны им в сентябре 1920 года в Москве.
Впервые опубликовано в сборнике: "Че-ка. Материалы по деятельности Чрезвычайной комиссии". — Берлин, 1922 — с. 248–255.
Однако в Астрахани до революции жило много армян, которые бежали с территории Османской империи еще в девятнадцатом веке и приезжали в Россию по приглашению российского правительства. В Астрахань приехало много армянских купцов, о богатстве и вкусах которых мы можем судить по сохранившимся до сих пор 360 домам, памятникам культуры. Многие эти дома астраханцам хорошо знакомы, например здание по адресу ул. Кирова, д. 5/ ул. Свердлова, д. 23. В нем находится УМВД России по Астраханской области — бывший доходный дом Мизиновых. Здание по адресу ул. Свердлова, д. 37 — в нем находится Станция Юных Техников — бывший особняк армянского купца Меркульева. Здание по адресу ул. Советская, д. 34 — бывшая Армянская епархия и Собиновское училище, где свои встречи проводил легендарный Степан Шаумян. Да, всё не перечислишь! Но революция экспроприировала всё: дома, церкви и накопления армянской диаспоры. Оставалось еще кладбище с изящными памятниками. И это отдельная история...
Надгробия и памятники армянского кладбища стали исчезать, а затем появляться на соседнем кладбище, через дорогу. Армянские памятники наглым образом крали и устанавливали местной партхозноменклатуре. С надгробий скалывали старые надписи или поверх приклеивали новые таблички. Однако делалось это так же коряво и грубо, как и все в Советском Союзе. Со временем новые таблички отваливались, обнажая старые армянские письмена. В наши дни порой трудно понять, кто похоронен под красивым черным гранитом: армянский купец или партийный деятель? (см. фото)
Когда после 1956-го началась реабилитация жертв сталинского террора, люди вспомнили, что некоторых расстрелянных хоронили на армянском кладбище. Кстати, в Астрахани расстреливали не только астраханцев, но, если верить документам, привозили политических заключенных из стран Балтии — например, известный латвийский писатель Александр Гринс был убит здесь 25.12.1941. Поэтому в конце пятидесятых на этом месте начал робко создаваться импровизированный народный мемориал жертвам политических репрессий.
Здесь уже чтили могилу отца Адама местные католики, которые считали его святым. Вот какую историю рассказывают на сайте католического храма Успения Богородицы:
"...После закрытия церкви, в 1936 или 1937 году (по словам прихожан, это было после 1935 г.), католики собирались в доме, где бывшего настоятеля отца Адама Деша приютила большая немецкая семья. Этот большой деревянный двухэтажный дом стоял вдоль трамвайных путей по улице Софьи Перовской.
Отец Адам, который в это время был уже очень больным человеком, служил мессу, сидя на кровати. Его кровать выносили на веранду, чтобы как можно больше прихожан могло принять участие в богослужении. Во время мессы все стояли на коленях — маленькие дети ближе всех к о. Адаму, затем стояли дети постарше, молодежь была на лестнице, на каждой ступеньке по два человека, а остальные — во дворе. А спустя некоторое время, когда власти запретили священнику служить в доме, на воскресную мессу стали приходить не все сразу. Спустя год или два после закрытия храма — прихожанки точно не помнят — отец Адам умер от рака желудка (возможно, это было в октябре 1937 г.) и был похоронен на католическом кладбище. По воскресеньям и в будни осиротевшие прихожане собирались на совместные молитвы возле его могилы. Через некоторое время кто-то заметил, что стали исчезать каменные памятники на соседнем армяно-григорианском кладбище. Вскоре оказалось, что кладбища будут сносить. Верующие стали хлопотать о переносе останков о. Адама на другое кладбище. Получив разрешение, Алексей Жуков с несколькими прихожанами на следующий же день, взяв подводу, рано утром приехал на кладбище, но оно уже не существовало — перед прибывшими было распаханное и разровненное поле, были даже выкорчеваны все деревья".
Как видите, родственники похороненных на кладбище начали самоорганизовываться, начиналось с почитания могилы отца Адама, проходили акции памяти, как я понимаю, прихожане пытались служить своими силами мессу. Подобная активность верующих была не нужна Астраханскому обкому КПСС и КГБ. Властями поспешно и тайно, под покровом ночи, были организованы снос и распашка могил. Сделано было так, будто власти "были и не против" переноса могилы отца Адама, но "торопливость и старательность" подчиненных все испортила. А если подумать, как обком мог позволить перенос могилы, если для этого все и затевалось!
Спустя какое-то время на месте кладбища работникам партхозноменклатуры стали выдавать дачные участки. Расчет был прост — если дачники что-то подозрительное и найдут при строительстве дома или во время садовых работ, то будут молчать, люди все проверенные.
К слову, не часто люди сообщали об обнаружении останков и памятников в государственные органы и СМИ. Мы знаем только об одном таком случае, о котором писали 25.10.2019.
"На астраханской даче нашли гранитное надгробие. Своей жуткой находкой астраханец поделился с редакцией "Южная Волна". Мужчина рассказал, что гранитное надгробие было найдено в районе инфекционной больницы на частной даче. Астраханец приобрёл несколько смежных участков у пенсионерок, а когда стал ровнять землю экскаватором, обнаружил надгробие. Плита, найденная им, датирована 19-м веком. Кладбищенская атрибутика появилась на участках на Началовском шоссе в Кировском районе Астрахани не случайно. Раньше на том месте находилось армянское кладбище".
В прошлом владельцы участков тоже находили человеческие кости... Видимо, традиция такая у диктаторских режимов — по-особому относиться к телам, по ритуальной традиции людоедов, после убийства своих политических противников. Вспомним диктаторов-каннибалов — Иди Амина из Уганды и Жана Бокасса из ЦАР.
К сожалению, расспросы в армянской церкви св. Рипсиме не помогли продвинуться в поиске подробностей истории с армянским кладбищем. Но нам стало известно, что церковь собирает пожертвования на установку памятного знака в месте, где некогда было армянское кладбище.