Прошлые мои мысли сейчас мне кажутся глубоко ошибочными, наивными и дилетантскими. Хорошо, что эти сообщения оставлены были не под моим реальным именем. Это заставило меня задуматься, насколько я глупым буду считать то, что говорю сейчас, еще через 10 лет.
С другой стороны, я совершенно естественно воспринимаю то, что человек может ошибаться, заблуждаться во взглядах, то, что человек имеет право полностью отказаться от своей прошлой парадигмы мышления и это не делает его непоследовательным — наоборот, свидетельствует о готовности к изменениям.
До этого откровения, я даже не подозревал насколько мудра все же сократовская фраза: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Это ставит вопрос о том, является ли человек мудрым и личностно зрелым, если позволяет себе утверждать что-то.
С одной стороны, важно обладать ценностями, ориентирами, уметь очертить свою позицию, с другой стороны, «причинение добра» людям и предложение своей новаторской картины мира, является таким же консерватизмом, как и почитание скреп.
Для меня как человека борящейся натуры трудно принять это смирение и научиться не транслировать энергию в мир, а концентрировать в себе (улыбайся, и люди к тебе потянутся).
Хотел бы я, как и все, наверное, уметь молчать так, чтобы мой голос был слышен. Я могу говорить громко, выступать с позицией по вопросу или видением плана. Иногда это полезно. Большинство людей умеют молчать безропотно. Еще некоторые умеют говорить откровенную ерунду и вносить в мир деструктив. Но высшее умение — молчать так, чтобы все слушали.
Я имею в виду, что если ты обладаешь прогрессивным знанием, либо просто можешь поделиться профессиональным умением, либо хочешь рассказать обществу о каких-то возможностях более справедливого устройства, то можно, конечно, это сделать, и это нормально. Но высший уровень — безмятежность, самопогружение, позиция исследователя. К этому, конечно, не так просто прийти.