Россия возвращается в прошлое. Каждый день мы делаем очередной шаг назад. Еще год спецоперации — и автомобиль вновь станет недоступной для многих роскошью. Подруга купила новую «Тойоту». Она планировала это сделать еще год назад, но из-за событий на Украине, начались проблемы в бизнесе. Товар не пришел из Европы. Заказчики выставили штраф. Она судилась с ними, но суд решил, что СВО – не форс-мажор, а войну войной никто не называл. С трудом удалось остаться на рынке, продав недвижимость. И вот она решилась. Точнее, обстоятельства вынудили. Ее десятилетняя японка начала ломаться. Детали ждала по три месяца. И вот, когда последние пришли, она решила, машину надо скидывать. И брать новую. Но тут ее ждал сюрприз. В автосалоне – осталось меньше 15 машин. И все. Больше поставок не предвидится. А Camry и вовсе осталась одна. Цвет подруге не нравился. Но пока она думала, в салон пришли потенциальные покупатели. И она решилась и забрала машину.
По словам консультанта, после последнего повышения доллара за неделю забрали семь Prado, потом Land Cruiser. Сейчас разбирают остатки. Владелец о закрытии пока не говорит. Планируют продавать б/у, которые сдавали по trade in. Рассматривают варианты ввоза из Казахстана и Белоруссии, но автомобили будут минимум на 30% дороже и их надо будет еще доводить до ума: устанавливать подогревы сидений, зеркал, руля и т. д. Вряд ли кто-то захочет купить новую иномарку за 6-7 миллионов рублей без таких уже обычных опций. А в казахских машинах этого нет. Но пока параллельный импорт только в планах. Реальность постоянно вносит свои коррективы.
Volkswagen, например, уже начал бороться с параллельным импортом своих автомобилей из Китая в Россию. Концерн составляет черные списки китайских автодилеров, которые могут участвовать в такой торговле и которым компания перестанет поставлять свои автомобили. Одновременно с этим появились первые случаи отзыва свидетельства безопасности конструкций транспортных средств (СБКТС). Его выдают при ввозе автомобиля в страну, и на основании этого свидетельства выдается ПТС — паспорт технического средства – основной документ, который закрепляет право собственности на авто. Без него машину нельзя зарегистрировать, нельзя получить номера, продать или купить, да и вообще передвигаться по дорогам. При этом отзывает именно российская сторона в лице Росстнадарта. Преимущественно это касается машин из Казахстана и Кыргызстана. Официальная версия - не соответствие экологическим стандартам Евро- 4 и Евро-5.
С российским автопромом тоже они сложности. Цены постоянно растут, что на качестве не отражается. Вот и с 1 марта «Автоваз» поднимет цены на автомобили на 2%, заявил глава предприятия. При этом объем производства машин в России за 2022 год обрушился на 60%, до исторического минимума в 620 тысяч машин. Такую статистику накануне привел замглавы министерства промышленности Альберт Каримов. До этого худшим результатом за год было производство 729 тысяч автомобилей в 2009 году, на фоне финансового кризиса и резкого падения спроса. В остальные годы никогда не производилось меньше миллиона автомобилей.
Чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, правительство разрешило производить «упрощенные» модели автомобилей, выполненных по нормам 1990-х годов. А чтобы решить вопросы с запчастями, Депутаты Госдумы обратились в правительство с предложением создать индустрию по массовому восстановлению и использованию б/у автозапчастей. Как это отразится на безопасности транспортных средств — остается лишь догадываться.