Питейные заведения в Курске стали появляться в первой половине XVII века. К 1875 году их было около 150. В кабацких и таможенных книгах за 1623–24 годы упоминаются два питейных заведения. Одно из них называлось «Большой кабак». Видимо, он находился на современной Красной площади, которая тогда была местом бойкой торговли. Второй находился внутри курского Кремля и назывался «В остроге». В середине XVII века известность получило еще одно заведение, «Кабак за куром».
Питейные заведения далеко не всегда приносили курянам радость, в частности, одно из таких мест было «виновно» в разрушительном курском пожаре 1781 года, после которого перестройке подвергся весь город. Возгорание началось в ночь с 25 по 26 августа 1781 года в харчевне купца Степана Сыромятникова, которая находилась на Красной площади, на месте, где сегодня находится знаменитая «шестерка», - Красная площадь, 6. Застройка города в то время была очень плотной - ширина многих улиц не превышала 3 м. Огонь быстро перебегал с одной деревянной постройки на другой, фактически уничтожив всю застройку.
Во времена правления Екатерины II на работу питейных заведений накладывалось несколько ограничений. Например, количество трактиров ограничивалось указом городских властей, в то время как гостиниц и столовых можно было открывать сколько угодно. Открыть трактиры могли только представители определенных сословий, а именно купцы, торговые крестьяне и мещане. Для организации трактира его будущему хозяину необходимо было представить в городскую думу справку о том, что он обладает незапятнанной репутацией, не был замещен в преступлениях или каких-то предосудительных поступках. Помимо этого, у одного человека не могло быть, выражаясь современным языком, сети трактиров – можно было иметь только один.
Были запреты, направленные не только на владельцев трактиров, но и на их посетителей. В частности, в трактиры нельзя было впускать солдат, а также людей в ливреях (форменная одежда для кучеров, швейцаров и других слуг). Также трактиры было запрещено посещать женщинам. Посетители трактиров должны были иметь опрятный внешний вид. Но на деле эти правила часто нарушались. Например, на Навозной площади (территория современного Первомайского парка) располагался трактир «Американка», постоянными посетительницами которого были проститутки. В газете «Курский листок» об этом писали: «На навозной площади есть трактир „Американка“, посетителями которого преимущественно состоят люди темных профессий самого низкого пошиба. Зимой эти „американские обитатели“ находятся в трактире, с наступлением же теплого времени они „вылезают“ на улицу в самых откровенных костюмах, и здесь между ними происходят такие прения, что даже и мужскому полу приходится краснеть».
Трактиры были сосредоточены на центральных улицах города – Херсонской (ныне - Дзержинского) и Московской (ныне - Ленина), а также вокруг торговых площадей. Например, у Покровского базара работал трактир «Новый базар», принадлежавший купцу Верютину. Людей здесь было очень много, поэтому обстановка была антисанитарной – непротертые столы, нестираные скатерти, грязная одежда рабочего персонала… В общем-то эти минусы были общими для всех курских трактиров. Чтобы не платить акцизные налоги, владельцы «увеселительных мест» закупали низкокачественный контрафактный алкоголь, что также негативно сказывалось на их репутации. Из-за плохой репутации курских питейных заведений губернатору постоянно поступали просьбы о закрытии трактиров. Распространенная причина для жалоб – некачественный алкоголь.
Работа трактиров была прервана в 1914 году, когда в Российской империи был введен «сухой закон». Его вводили из-за начала Первой мировой войны.