Большое заблуждение, которое есть в головах у многих россиян, состоит в том, что нынешняя власть во главе с Путиным якобы возвращает нашу страну в СССР
Некоторое время назад автор этих строк был в магазине молодежных сувениров. Аудитория там была преимущественно студенческого возраста – в том числе и продавцы. На кассе произошла техническая проблема с банковской картой, а потому оплата прошла не сразу. Пришлось поискать в карманах наличку. На это две молодые девушки глубокомысленно заявили, что произошедшая ситуация – это доказательство того, что мы возвращаемся в Советский Союз. В силу нехватки времени я не успел объяснить то, что в СССР недолго, но действовали банковские карты («Сбербанк» даже был принят в международную платежную систему VISA!).
Ведь вопрос совершенно не в этом. Миф о нынешнем «восстановлении СССР» бытует и в среде либералов, и в среде охранителей. Первые говорят это со страхом, а вторые с гордостью в голосе – смотрите, мол, Россия встает с колен! В воспаленном воображении этих граждан Союз ассоциируется с огромным размером территорий или отсутствием в стране «Макдональдса». И если подобный взгляд на мир сквозь призму голливудской «клюквы» можно простить обывателю, то журналистам или политологам, транслирующим подобную идею, необходимо отвечать. Заранее отмечу, что этот текст – не попытка выставить какое-либо государство «белым и пушистым». Мы всего лишь хотим опровергнуть популярное заблуждение. Так неужели Путин действительно возрождает СССР?
Чтобы это понять, необходимо разобраться с основными характеристиками общественного устройства – базисом и надстройкой.
О базисе
С точки зрения научного анализа важно понять, какой экономический базис существует в стране, какие существуют отношения собственности, какой класс защищает власть. Начнем с самого важного. Кому принадлежит собственность? Читаем официальные документы советского времени: «Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности». В СССР собственность — общее достояние всего советского народа. В исключительной собственности государства находились: земля, ее недра, воды, леса, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. То есть почти вся собственность принадлежала в той или иной степени государству.
А что сейчас? Нет даже разговоров на государственном уровне о необходимости пересмотра итогов грабительской приватизации. Мало того – приватизация продолжается. Сейчас можно спокойно вывозить лес за рубеж (и заметать следы массовыми пожарами), можно купить в свою собственность водоем (и не подпускать туда никого), можно огородить любую территорию забором (даже на территории объектов ЮНЕСКО, как в Шуваловском парке) – и никто ничего тебе не сделает. Главное – кому надо заплати. О «деятельности» частных контор в сфере ЖКХ тоже много говорить не надо – все известно.
Недра нашей страны формально принадлежат государству, но фактически – топ-менеджерам крупных корпораций и иностранцам. Так, например, сайт «Роснефти» сообщает, что из 11 членов совета директоров четверо, очевидно, являются представителями других государств – это Тайеб Бельмахди, Педро А. Акино мл., Файзал Алсуваиди и Рашид Аль-ди. Да и оставшиеся члены совета директоров, на наш скромный взгляд, занимаются вопросами получения прибыли, а не развития государства. Разве «Газпром» – действительно национальное достояние? По данным газеты «Ведомости», при среднестрановом показателе газификации в 71% ряд областей не дотягивают даже до 20%. Так, Алтайский край на начало 2021 г. газифицирован лишь на 13,1%. Зато в 2020 году топ-менеджер корпорации Миллер получил премию в 60 миллионов рублей (и это помимо заработной платы!).
И это на фоне панических рассказов о том, что государственной собственности в России становится все больше! Это, конечно, ложь. Согласно данным, опубликованным на сайте МВФ, количество собственности государства в экономике современной России на 2016 год составляло примерно 30%. Сейчас эта цифра продолжает уменьшаться. Причем отдельно отмечается, что эти данные опровергают господствующий нарратив, который утверждает, что размер доли государства удвоился за последнее десятилетие. Доля государственных расходов в ВВП ведущих европейских стран гораздо больше, чем у России. Во Франции в 2020 году она составляла 61% от ВВП, в Норвегии – 58,2%, в Австрии и Италии 57%. А у нас, по данным РБК, в процентном отношении к ВВП госрасходы в 2020 году составили 39,5%. И это был рекордный максимум за последние годы! То есть в остальных случаях эта цифра гораздо меньше. По данным «Спарк-интерфакс», проанализированных порталом «Диалектик», 90% российских компаний (юридических лиц) находятся в частной собственности, при этом на долю бюджетных и казенных учреждений приходится всего 4,5% юридических лиц (данные на 2021 год).
На это нам, конечно, ответят, что в России якобы невозможно вести бизнес. Ох уж эти отвратительные проверки, что мешают «атлантам от бизнеса» «расправить плечи»! Впрочем, это тоже ложь. В рейтинге «doing-business» Россия занимает 28 место (из 190!) и обходит по легкости ведения бизнеса даже Японию или Францию. Что, впрочем, не отменяет того, что некоторое число коррумпированных проверяющих не отказывает себе в удовольствии нажиться на предпринимателях. Это предмет другого разговора.
Но в целом государство вместо поддержки трудовых коллективов прикладывает все усилия для защиты именно бизнесменов. Вот, например, две недавние новости. Первая (цитата по DailyStorm): «Минюст России предложил запретить арест предпринимателей по экономическим преступлениям небольшой и средней тяжести. Все эти изменения планируется внести в Уголовно-процессуальный кодекс России. Также устанавливается приоритет применения судом в отношении бизнесменов иной меры пресечения, которая позволит им продолжить осуществление предпринимательской деятельности». Вторая (по Telegram-каналу «Страйк»): «На одном из крупнейших металлургических предприятий — ПАО «Северсталь» — рабочим сокращают зарплату и грозят массовыми увольнениями». Так какой класс защищает нынешний режим? В конечном итоге подобная ситуация вкупе с монетаристской экономической политикой правительства ведет к колоссальному уровню неравенства. По данным World Inequality Database, в 70-80-е гг. 10% населения страны контролировало 20% национального дохода. А в нулевые годы 10% населения страны контролировало уже более половины национального дохода. 6 из 10 россиян считают неравенство главной проблемой страны, и по этому показателю мы занимаем первое место в мире (данные ipsos).
То есть в Советском Союзе собственность была государственной, а сейчас принадлежит кучке богатеев и дельцов. И за последние годы тенденция на «разгосударствление» экономики не только не пресекается, но и поощряется властями. Если раньше неравенство было, но было минимальным, то сейчас оно стало одной из главных проблем страны. И тенденция на сохранение такого уровня неравенства также сохраняется.
О надстройке
Это что касается того, на чем стоит экономика. А что помимо этого?
Во-первых, в России совершенно другая идеология. Все знают, что в СССР была социалистическая идеология – гуманистическая, идеология дружбы народов и взаимопомощи. В современной же России идеология, вопреки конституционному запрету, существует. И она представляет cобой невероятный коктейль из квасного псевдопатриотизма и ненависти к коммунистам. Если советская агитация прославляла великих революционеров и борцов за мир, то нынешняя пропаганда прославляет президентов-автократов, «эффективных собственников», деятелей религиозного культа и правоохранительные структуры. Левая прогрессивная идеология прямо враждебна той идеологии, что насаждается ныне.
Во-вторых, совершенно другое отношение к образованию. Если в СССР школы активно строились, то в России тенденция совершенно иная. По подсчетам «Равенство.Медиа», в России за 11 лет стало на 21% меньше школ и на 27% больше учеников. По мнению аналитиков портала, к 2024 году дефицит мест в школах может достичь пика в 2,2 миллиона мест. При этом еще два года назад в стране 9146 школ имели износ от 50 до 70% и 6082 – более 70%. Не лучше обстоят дела и с количеством бюджетных мест в вузах. Но и после окончания оных люди сталкиваются с тем, что их знания не нужны рынку – ведь большая часть (64%) выпускников российских колледжей и вузов не работают по специальности. При этом 40% респондентов отметили, что вообще никогда не работали по специальности из диплома, а 24% работали, но в прошлом.
В-третьих, совершенно другое отношение к здравоохранению. В годы СССР количество больниц и число медицинского персонала стабильно росло. А как сейчас? По данным medvestnik.ru, за 10 лет в стране стало меньше на 1243 больничных учреждения. В 2020 году больниц насчитывалось 5065, в 2010-м их было 6308. При этом за этот период на 7,2 тыс. увеличилось число амбулаторно-поликлинических организаций: с 15,7 тыс. до 22,9 тыс. Численность врачей превысила 737 тыс., увеличившись за десятилетку более чем на 21 тыс. С 2010 года сильно сократилось число коек гинекологического профиля — на 48%. Почти на 30% сократился коечный фонд в хирургии и на 33% в терапии. Ко всему этому добавляются консервативные призывы «добить» отдельные достижения советской власти в этой сфере. Так, например, РПЦ, исходя из своих религиозных соображений, требует отменить бесплатные аборты. Чем это может кончиться – очевидно любому вменяемому человеку.
В-четвертых, совершенно иная ситуация с правоохранительными органами. Да, никто не отрицает того, что в СССР были репрессии (и подчас несправедливые). Вот только советская милиция все же в подавляющем большинстве случаев защищала общественное спокойствие, а нынешние силовики защищают собственность, нажитую в результате грабительской приватизации и, зачастую, банального воровства. А за те пытки, что «активисты» устраивают в системе ФСИН, Ф.Э. Дзержинский, полагаю, наказывал бы виновных по всей строгости – а не как сейчас. И такая ситуация касается очень многих тенденций в государстве.
Итоги
Итог будет короткий и очень простой. Нынешняя Россия не просто не идет в сторону возрождения СССР. Нынешняя Россия похожа на СССР только тем, что столицы обоих государств — город Москва. Остальные же тенденции прямо противоположны. Социалистическая идеология (при всех издержках реализации) была устремлена в будущее. А вот современная Россия идет в какую-то совершенно другую сторону.