В конце июля региональные СМИ всколыхнула новость – в Костромской области выявлен очаг заражения африканской чумы свиней. Вспышка болезни произошла на территории сельскохозяйственного комплекса «Шувалово». Несмотря на слегка пугающий средневековый оттенок в названии, бороться с заразой в наше время научились более чем эффективно.
Между тем, чиновники от сельского хозяйства поспешили «затянуть гайки» и установили требуемые законом ограничения: на проблемной территории временно запрещен ввоз и реализация свиней, а также заготовка и вывоз кормов. Предприятие же, в свою очередь, приняло все необходимые меры по ликвидации любых признаков АЧС.
Спустя некоторое время небольшой очаг «африканки» был выявлен и в Вологодской области. Заражены оказались несколько особей из личного подсобного хозяйства на хуторе Каргино под Грязовцем. Поросят в итоге уничтожили, а различные инстанции, включая региональный ветконтроль и Россельхознадзор, поспешно приняли зеркальные меры: в регионе ввели аналогичный костромскому пониженный зоосанитарный статус.
По злой иронии, в карантинную зону вновь попала крупная площадка все того же свиноводческого хозяйства «Шувалово». С санитарией там проблем нет. Все взятые пробы показали отрицательный результат. Животноводы стали заложниками ситуации. Локальная проблема в мелком ЛПХ выросла до перспектив областной сельхозкатастрофы. На вынужденный убой было отправлено 1400 голов. Все поросята были здоровы. Произошло это в конце прошлой недели. Предприятие понесло серьезные убытки от утилизации примерно на 4 миллиона рублей.
Животноводы бьют набат, ведь ситуация критическая. Впереди маячит реальная перспектива сокращения деятельности. Компетентные службы об этом прекрасно знают, но пока откровенно не спешат на помощь.
«Ветеринарные госорганы Вологодской области стараются нам помочь, но несовершенство ветеринарного законодательства таково, что, например, начальник ветуправления Ленобласти Кротов Л. Н. своим решением просто заблокировал правомочное разрешение на вывоз наших поросят на откорм в специализированное хозяйство их области. Хотя собственники этой фермы были технически готовы к приему поросят и готовы заключить договор», - прокомментировал ситуацию директор предприятия Владимир Комин.
Таков печальный пример работы бюрократической машины, заточенной на создание бумажных отписок. Хозяйственники же тем временем терпят колоссальные убытки. Причем сразу по нескольким статьям. Во-первых, это абсолютно пустая и необязательная потеря поголовья. Во-вторых, фермеры, у которых и так каждая копейка на счету, элементарно лишаются заработка. Потенциальные налоговые вливания, соответственно, тоже идут мимо казны. В-третьих, это потеря клиентов и сорванные контракты. Из всего этого вытекает еще один серьезный риск – репутационный. Запуганные всяческими запретами и штрафами заказчики иной раз будут обходить стороной поставщиков, что опять же невыгодно практически всем.
Прямо сейчас животноводы находятся на пороге очередного непростого решения. Из-за сложившейся ситуации им необходимо уничтожить еще 800 голов. Под нож пойдут в том числе и свиноматки, т. к. поросят уже просто бессмысленно выращивать.
В теории «чумовое настроение» может продлиться вплоть до конца сентября. Впрочем, это вряд ли кого-то волнует, кроме обессилевших фермеров. Сейчас они предоставлены сами себе, а всесильные инстанции предпочли сосредоточиться на бесконечной переадресации бумаг из одного кабинета в другой. И пока эта безрезультатная волокита наносит гораздо больше вреда, чем пресловутая африканская чума.