У меня есть друзья — хозяева бара. Они содержат довольно симпатичное заведение с редкими сортами пива, неплохими закусками, и их особое преимущество — они зазывают к себе разных исполнителей, так что у них несколько раз в неделю небольшие рок-концерты. Буквально недавно мы общались, и я, с уже привычно трагичным выражением лица, спросила, как дела в бизнесе. Удивительно, но — отлично.
С одной стороны, упал средний чек с кухни. Бургеров заказывают сильно меньше. Зато пива больше, сопровождают его гренками и арахисом. Но самое главное то, что увеличился клиентский поток: людей больше и приходят они чаще. Если раньше человек приходил раз в месяц, сейчас его можно увидеть каждую неделю, а то и несколько раз.
Сначала я удивилась, а потом, хорошенько подумав, поняла: а чему удивляться? Ну да, коллективное горе и общую тревожную атмосферу люди традиционно запивают. Простой выход из любой непонятной ситуации. Бар не слишком дорогой к тому же, на условную тысячу рублей можно провести там приятный и долгий вечер. Пожалуй, и правда нельзя сказать, что питейным заведениям ничего не грозит в этом кризисе, но по крайней мере они не первые в грустной очереди на разорение. Люди пили и будут пить, особенно коллективно и атмосферно.
Мне постоянно бесконечно любопытно увидеть какой-то глобальный срез, посмотреть, что изменилось в поведении и ощущении людей. Потому что пока что я вылавливаю отдельные маркеры среди своих знакомых и пытаюсь наощупь построить картину мира. Что будет? Что это значит?
Например, ждет ли нас рост алкоголизма? Безработица часто к нему ведет, люди с удовольствием выбирают путь заливания тревог алкоголем, пьют больше, пьют регулярно, раз больше свободного времени. А что они будут пить? Радикально, крепкий алкоголь, или пиво? К чему это приведет? Вырастет уровень домашнего насилия, станет больше ДТП или что?
Чем все это обернется?
Я бы не сказала, что Татарстан — регион с особо выраженными алкогольными проблемами. В конце концов, это исламский регион: это не значит, что полностью отказывается от алкоголя здесь каждый первый, но все-таки, мне кажется, пьют здесь меньше, чем в некоторых других регионах.
Я не думаю, что кризис, общественный или личный, заставит отказаться от своих принципов мусульман. Скорее те, кто и так периодически, как это называется, культурно употреблял алкоголь, станут употреблять его чаще и больше.
Может, я ошибаюсь. Может, если станет совсем худо, люди не станут тратить последнее на сомнительное утешение. Но исторический опыт показывает, что людей это не останавливает.