Все мы, конечно, большие поклонники Марка Аврелия или как минимум его бессмертного афоризма «Делай что должно, и будь что будет», но плоть слаба, и от жгучего искушения представить, что же именно будет, так просто не избавиться.
Я, признаюсь честно, большой пессимист. Если очень коротко, мои воззрения о будущем описываются так:
1. Текущая российская администрация сменится естественным путем, потому что, как писал Булгаков, «как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну скажем, в тысячу». Ну и смертен человек, конечно. Не всегда внезапно, но тем не менее.
2. Затем наступит период всяческих политических изменений, потому что, как сказал другой классик, «есть Путин — есть Россия, нет Путина — нет России». Той России, которую мы знали с 2000 по 2022 год и далее, конечно, не будет. Будет другая, и на ее создание уйдет лет 10, максимум 20.
3. Совершенно не имеет значения, под каким флагом пройдут «новые 90-е»: под текущим триколором, флагом с медведем или буквой Н, БСБ, имперкой или под красным знаменем. Потому что, когда они закончатся, у нас появится новый «путин».
Когда я обсуждал это в одной компании (люди, которые меня хорошо знают, поймут, что Марк Аврелий в начале этого поста появился неслучайно), у меня спросили, почему же я так уверен, что все повторится.
Это очень просто.
В коллективах, где я работал и за которыми я наблюдал со стороны, в политике в Воронеже и за его пределами я десятилетиями наблюдал одну повторяющуюся ситуацию. Столкнувшись с непонятными обстоятельствами, люди отказывались принимать решения до того, как их одобрит НАЧАЛЬНИК. Прекрасные исполнители, они отказывались брать на себя инициативу, потому что инициатива — наказуема. Люди придумывали классные идеи и ждали, когда их запустит кто-то другой. А когда другие придумывали классные идеи, шанс того, что придумщик услышит: «О, здорово! Давай, я помогу!» — был ничтожно мал в сравнении с вероятностью фидбека: «О, здорово! Только это не заработает, я сейчас объективно и беспристрастно расскажу почему!»
Без разницы, о чем идет речь: о политической кампании в масштабах страны или об идее для текста или видеоролика, — люди ждали лидера, которому они были готовы одновременно подчиниться и раскритиковать его мысли в лицо или за спиной.
Лидер, конечно, находился, шоу все-таки должно продолжаться, но в такой ситуации ему безумно тяжело не сказать «Первая колонна марширует туда, а вторая — туда». Дать четкие, исчерпывающие и понятные задачи, которых так неистово ждали от него его будущие критики.
Я в этой ситуации был на обеих сторонах, каюсь.
Так вот, когда лидер дает четкие и понятные задачи, а шоу все-таки продолжается, ему начинает казаться, что он — незаменим. Что груз, который он несет, — святой, а сам он избранный. Без него тут все поломается к херам. Есть он есть дело. Нет его — и капец делу. Он становится путиным.
Единственный способ этого избежать — взять на себя ответственность. Не факт, что получится, но если этого не сделать — не получится точно.
Если вы подчиненный — не ждать, что начальник что-то объяснит, если вы сами уже все придумали, а брать и делать все правильно. Инициатива наказуема, риск получить наказание велик, но оно того стоит.
Если вы начальник — помогать вашим коллегам поступать правильно. Не писать инструкцию, как им воплотить ваши идеи (если, конечно, речь не идет о тупом механическом процессе), а помогать им реализовать их собственные. Даже если они пытаются от этого увильнуть. Да, будут тупить, но альтернатива хуже.
Если вы избиратель, — формулировать свои пожелания к политикам и принуждать их действовать в соответствии с ними.
Если вы родители — учить всему, что написано выше, своих детей, и быть для них примером.
У Марка Аврелия это, кстати, не получилось. Сам он делал, конечно, что должно, а вот на его сыночке династия «добрых императоров» закончилась. Сыночек вырос путиным.
А после него наступили 190-е.