Моя прабабушка одна воспитывала мою бабушку, после того как выгнала прадеда-алкаша. Моя бабушка одна воспитывала мою маму, дед сбежал еще до ее рождения. Моя мама одна воспитывала меня: своего отца я не знаю вообще.
У меня было мало шансов вырасти в традиционно мужской парадигме. Ну, тяжеловато жить с идеей, что женщина — хрупкое и нежное нечто, которое не принимает решений и каким-то образом тебе подчиняется, когда женщина — это та, кто идет на работу в 06:00, умудряется тебя кормить, поить и еще и получать повышение, а в 90-е строить какой-то бизнес.
Что до половых вопросов, меня воспитывали с одной идеей, касающейся межполовых отношений: не быть скотиной. Не врать, не обещать того, что не собираешься делать, не ввязываться в обязательства, относиться к людям по-человечески и не сломать какой-нибудь даме жизнь незащищенным сексом. Тактика простая и не такая уж сложная в исполнении.
Армия? Уж изволь поступить, чтобы туда не вляпаться. Драки? Сам ввязался - сам расхлебывай. Одежда? Хочешь что-то сверх минимума, да хоть боа розовое, только копи сам из своих карманных. С девочкой проблемы? Значит, был скотиной. Да, не самая здоровая повестка, если так посмотреть с высоты возраста: хоть бы раз мое семейство встало на мою сторону в моих романтических метаниях, но ведь нет, даже когда мне изменили, виноват, с точки зрения мамы, был я.
Домашние обязанности? Половую дискриминацию победила возрастная: я — самый младший в семье, значит, я убираюсь, я готовлю, я приношу и подаю вещи, хожу по магазинам и собираю все шишки за то, что хлеб в доме кончился, а я вовремя не сходил в магазин.
Словом, нормальная постсоветская семья. Не гуру детской психологии, конечно: и ремня я отхватывал, и личного пространства у меня не было. Но у кого оно вообще было.
На самом деле, мне удивительно, как эти идеи вообще дожили до XXI века, потому что, если честно, среди моих школьных знакомых дай боже каждый пятый рос в семье с матерью и отцом. А нужно иметь какой-то особый сорт придури, чтобы настолько отрицать реальность и считать женщину вторым сортом. То ли это удивительная сила пропаганды традиционных ценностей, то ли какое-то врожденное отклонение, которого я избежал. Но когда мне товарищ, которого так же воспитали мама с бабушкой, начинает рассказывать, что женщины только и стремятся захомутать мужика, родить от него детей и сосать из него все соки, пока он не умрет, у меня возникает очень много вопросов.
У меня очень много вопросов к стеклянному потолку и причинам, по которым женщины зарабатывают меньше мужчин. Что там, мужчинам нужно содержать семью? В России миллионы матерей-одиночек. Реально, миллионы, а большинство моих коллег-мужчин детей не имеют и не планируют в ближайшие лет 10.
У меня очень много вопросов буквально ко всем сторонникам «традиционной» системы ценностей, которая объективно перестала работать много лет назад. Это как если бы в XXI веке законы и экономическая система были бы рассчитаны под бартерный обмен коз на бревна, когда мир давно торгует криптовалютой. Это не просто несправедливо и глупо, это просто невыгодно. Причем всем. Мне вот не сильно веселее жить оттого, что я зарабатываю больше, чем моя жена: в конце концов, в нашем общем бюджете от этого регулярные дыры.
Я женат и на удивление построил вполне традиционную по своей сути семью. Ну, я зарабатываю больше, чем жена, так случилось. В принципе, традиционность на этом все, она даже фамилию мою не брала, да мне и не надо. Она убирает, потому что я ненавижу уборку с детства. Я готовлю, потому что она готовит ужасно. Я стараюсь не быть скотиной. Иногда все равно бываю, но кто из нас нет. Никто из нас ничего не должен, кроме того, о чем мы договорились. Не знаю, будут ли у нас дети, в планах на ближайшие лет 10 их нет. Но если будут, я попробую быть им родителем.