Заброшенная Россия. Безусловными лидерами по количеству брошенных сел и деревень являются Тверская и Вологодская области. Но не стоит забывать и о Костромской области, где на ее севере, в отличие от южной части, количество мертвых населенных пунктов может поспорить с областями Вологодской и Тверской.
Все три области были достаточно хорошо заселены и богаты еще во времена Владимирской Руси и в первую очередь являлись сельскохозяйственными. Также тут проживало много так называемых крестьян-отходников, которые, сформировав строительную артель, отправлялись в Санкт-Петербург, где работали на строительстве домов и загородных дач или усадьб богатых дворян и чиновников. Крестьяне Поляшов и Сазонов, оставившие нам после себя замечательные уникальные терема на севере Костромской области, как раз были одними из них (о посещении теремов читайте мою статью на Дзене — «Поездка в Чухлому. Русская глубинка»). Через Тверскую область пролегала дорога из Санкт-Петербурга в Москву, вокруг которой покупали себе землю под загородные дома и усадьбы видные люди обеих столиц. Благодаря этому как раз в первую очередь именно в ней осталось много красивейших усадьб, дошедших до наших дней, таких, например, как Сназина, Гаслера или усадьба Хренова… Кроме сельского хозяйства, в данных областях было много льнозаводов, использовавших тут же выращиваемое сырье. В советское время также активно велись торфоразработки (особенно в Тверской области). Большое кол-во брошенных ныне храмов также говорит о прошлом богатстве этих земель, т.к. храмы тогда строились на деньги прихожан (всем миром) или местных помещиков.
Сейчас же значительная часть территории этих областей представляет из себя поля, заросшие кустарником, сорняками и борщевиком. Дешевая китайская одежда из синтетики сделала огромное число льняных производств нерентабельными, закупка пальмового масла за рубежом и изготовление из него пусть и вредных, но, из-за бедственного положения значительного числа жителей страны, все равно массово продаваемых продуктов, обанкротило сельское хозяйство в условиях нечерноземья. Огромное число сел и деревень опустело. Оставшиеся жители занимаются преимущественно лесом, но значительная часть сельских жителей — это доживающие свой век старики…
⠀
Именно по мотивам одной из поездок в Костромскую область я снял свой фильм «Земля мертвых деревень», смотрите его на моем канале.