(О сколько вокруг несчастных людей, всю жизнь занимающихся не своим делом!)
Мы ищем в себе таланты, чтобы им соответствовать, но ищем по небольшому, еще в позапрошлом веке сочиненному перечню и расстраиваемся, если не находим в себе этих общепринятых талантов, и не понимаем, что не всем возможным человеческим способностям человечество нашло применение и даже не всем способностям и предрасположенностям дало общепринятое название.
То есть зацикливаясь на банальном – на математических, музыкальных, литературных, спортивных, управленческих и т. п. способностях, - мы можем просто не увидеть, не распознать, на что действительно неординарно способны. Отсюда гипотеза: талантливы в чем-то действительно все. Просто человеческая цивилизация существенно проще человеческого генома и не дает нам достоверных и исчерпывающих инструментов для выявления всех возможных человеческих способностей и адекватного сопряжения их с существующими видами человеческих профессий и вообще с формами самореализации (способность в данном случае как особая, присущая ограниченному числу людей предрасположенность к определенным видам деятельности). Самый простой пример: с какими способностями (набором способностей) нужно родиться, чтобы быть очень хорошим хирургом или очень хорошим терапевтом? Неизвестно. При этом мы знаем, что бывают просто гениальные хирурги и совсем по-другому гениальные терапевты. И мы понимаем, что только хорошим образованием или мощными личными установками их суперпрофессионализм не объясняется (хотя, безусловно, дополняется).
Да, чтобы кем-то стать, надо кем-то быть. Это, наверное, несправедливо. Но это важно принять и сделать своим оружием.
Очень многообещающи сегодня профориентационные установки на основе генетического тестирования, но там еще очень много темного (случившееся почти 20 лет назад расшифрование генома человека – достижение «биотехническое» и само по себе не означает понимания «человеческого смысла» каждого фрагмента ДНК). Поэтому самоанализ, самокопание, рефлексия (особенно для тех, кому она несвойственна) по-прежнему очень важны. А ведь есть еще и «негативные способности», разрушительные для личности или для общества…
Одним словом, все мы к чему-то предрасположены больше, а к чему-то – меньше. Разобраться в этом – главная жизненная задача каждого человека, но кто из нас решал эту задачу всерьез? И я не только о профориентационном тестировании, но и о том самом самоизучении и самопонимании.
Одно из главных препятствий на этом пути – проблема интеллектуальной честности как решимости и способности не подгонять рациональные выводы под собственные интересы и привычные экзистенциальные маршруты. Рационально выявленные способности, хоть в результате целеустремленной рефлексии, хоть по результатам генетического тестирования, могут не соответствовать нашим социальным установкам, моральным выборам, чувству долга, привычным идентичностям. И вот тут начнется самое интересное…
Я, например, с ранней юности, чувствуя, что мне в чем-то очень повезло, чрезвычайно серьезно занимался самоопределением, разъял себя на сотни маленьких «я» и сделал выводы, с которыми до сих пор согласен и ничто в последующей жизни их не опровергло. Но почти тогда же я проявил и душевную слабость: пошел на поводу у того самого чувства долга, морального выбора и т. п. и очень рано оказался не с теми и не там: в замечательной, но чужой мне колее – предал, так сказать, свой генотип (хоть и из самых лучших побуждений), а это по гамбургскому счету нехорошо. Благо, что «не та колея» содержала потрясающие объемы информации, важной для моей задвинутой по собственному произволу сущности. Под таким мощным информационным прессом нейросети «сами по себе» тренировались и усложнялись в правильном направлении, полезная информация правильно обрабатывалась в правильных закоулках моего «когнитивного хозяйства». Вот только с возрастом все труднее дается эффективная навигация по этим закоулкам в поисках припрятанных там сокровищ.