Должны ли северяне ощущать пользу от инвестиционной привлекательности региона или достаточно только того, что чиновникам из областного правительства есть чем отчитаться? Обсудили в прямом эфире телепрограммы «Позиция» на «России-24».
Инвестиционная привлекательность – это показатель того, насколько комфортно бизнесу будет работать на той или иной территории. Ни для кого не секрет, что комфортнее всего бизнесу работается в условиях нулевых издержек. Механизмы, которыми власть создает такие условия, просты и называются преференциями. Это пониженные налоги, земля без конкурса, различные субсидии и гранты. Однако если в первом случае власть «отказывается» от части своего дохода в виде налоговых поступлений или каких-то платежей в бюджет, которые являются обязательными для всех остальных, то во втором – напрямую спонсирует из бюджета (т. е. из наших с вами налогов) отдельные бизнес-проекты. Таким образом, заплатив меньше налогов, бизнес сам получает инвестора в виде областного бюджета и региональных чиновников, которые пытаются сделать регион привлекательным.
Но привлекателен ли такой расклад для жителей региона? Да, это, бесспорно, создание новых рабочих мест. Но вместе с тем, пользуясь такими преференциями региональных чиновников, а значит, находясь в более выгодном положении, такой бизнес довольно быстро уничтожает любую существенную конкуренцию, по сути становясь монополистом. И примеров тому в Архангельской области предостаточно в абсолютно всех сферах, где появляются такие «любимчики» власти. Это и федеральные торговые сети, наводняющие прилавки собственной продукцией и изживающие местных производителей. Это и строительные холдинги, с которыми просто некому конкурировать за госконтракты по причине их многолетнего превосходства на внутреннем строительном рынке. Это даже региональный оператор по обращению с отходами, который (что первый, что второй) начал с «зачистки» под себя всех местных предпринимателей в этой сфере. И вот в таких ситуациях, когда решает близость к чиновникам и различные бюджетные преференции, жители региона лишаются не только большого количества рабочих мест в местных предприятиях, не выдержавших конкуренции с крупным бизнесом, но и различных опосредованных «преференций», поскольку именно такие предприниматели несли на себе немалую социальную нагрузку в конкретных городах, селах и деревнях.
То, что нам – жителям, преподносят под видом инвестиций в регион, на самом деле - инвестиции бизнеса в самого себя. Иными словами, бизнесмен, которому пообещали снижение налоговой нагрузки, допустим землю без конкурса (ту, которую ты выберешь и бесплатно), строит какое-то предприятие за собственные средства, чтобы извлекать собственную прибыль. За создание таких условий бюджет лишится части своего дохода, на средства которого строятся социальные объекты, ремонтируются дороги и финансируется деятельность бюджетных учреждений. Конечно, чиновникам тоже хочется отчитываться о положительных результатах их труда. И с их точки зрения, то, что условный перевозчик купил два новых автобуса, – это инвестиции в регион и достаточный повод для поднятия цены на проезд. А тот факт, что у него 90% автопарка – разваливающаяся рухлядь и поднятие цены на проезд больно ударит по кошельку жителей, — это мы просто не видим пока выгоды от роста инвестиционной привлекательности региона.