Время беспощадно. Оно по крупицам забирает из нашей жизни и уносит безвозвратно то, что является нашими ценностями и составляет часть нас самих. Свет жизни тускнеет, когда уходят дорогие нам люди (неважно, знали или не знали они нас), тем более такие яркие, как Александр Градский. Когда время заберет у нас все до последнего, уйдем мы сами, и дай бог до этого момента нам самим быть хоть для кого-то, хоть насколько-то лучиком света.
Градский мгновенно приковывал к себе внимание неординарностью, внутренней свободой, талантом, интеллигентностью. Для меня он - один из символов Советской страны, великого советского искусства. Наверное, я не являюсь самым большим поклонником его творчества, несмотря на симпатию, что испытывал к нему с первого взгляда. Но одна из исполненных им песен - "Яростный стройотряд" на музыку Александры Пахмутовой и стихи Александра Добронравова - стала для меня гимном нашей юности.
Эта вдохновляющая и зовущая композиция напоминает, как в школьные годы мы, будучи тимуровцами, помогали по дому (носили дрова и воду, чистили дорожки от снега, мыли полы и т. п.) престарелой женщине с красивой фамилией Цветкова; как выращивали кроликов и помогали на ферме телятницам, перебирали перед посадкой и собирали картофель на колхозных полях, заготавливали лапку в зимнем лесу и перекапывали школьный огород. К сожалению, в студенческие годы лишь перед первым курсом нам пришлось потрудиться всем вместе - в селе Ивановском Свечинского района мы убирали лен, а по вечерам слушали радио о событиях вокруг ГКЧП, освобождении Горбачёва из Фороса. Да, впоследствии я жалел, что не родился на полтора-два десятилетия раньше, иначе бы, думается, объездил комсомольские стройки по всему Союзу.
Градский в моей памяти навсегда остался там, в СССР. Потом мы жили на чужбине и не пересекались. Не знаю, что он пел после развала страны и сочинял ли вообще. Мне кажется, он исполнял только легендарную "Как молоды мы были", своего рода похоронную советской эпохе, на фоне которой современная культура становилась еще примитивнее и невыносимее. Мельком видел, что он находился в жюри вокального шоу на одном из телевизионных каналов. Это, конечно, не тараканьи бега, что устраивали эмигранты в булгаковском "Беге", но определенные ассоциации навевает.
В фильме 1979 года "Камертон" о школьной жизни Александр Градский сыграл сам себя. Приглашенный учителем он пришел на классный вечер в качестве именитого гостя, но к этому моменту между учительницей и старшеклассниками разгорелся конфликт, ученики мероприятие проигнорировали. Градский мило пообщался с единственной слушательницей и спел ей "О крохе". И я вспоминаю, как в наш деревенский Дом культуры в вятской глубинке, куда можно было добраться порою лишь на грузовике, тогда приезжали Юрий Левитан, Евгений Весник, труппа драматического театра... Известные люди тогда не были "звездами", а их зрители не были потребителями, берущими от жизни все. Люди были людьми.
Время милосердно, оно всегда возвращает нас к тем, кто дорог.
Невосполнимая утрата... Видела его выступление в студклубе МГУ, впечатление незабываемое. Всё просто , органично и в тоже время недосягаемо возвышено. Вроде бы всё про нас, но про самое лучшее: чувства, мечты, страсти -всё достоверно. Не был обласкан властями, не избалован элитными залами, деликатно умел отстраниться от пошлой тусовки шоу-бизнеса. Дай Бог увидеть хоть отдалённо похожее.