Ксения Самуд, руководитель (или сотрудник? мы не знакомы, к сожалению, совсем) оренбургского благотворительного фонда, вступилась за регионального министра здравоохранения Татьяну Савинову, на которую сейчас настоящий шквал критики обрушился. Точнее, шквал-то и раньше был, но раньше критиковали пациенты и медики-подчиненные, это бы ладно, а теперь начальство высокое недовольно, устроило разнос...
Поступила Ксения, безусловно, мужественно, но я с ней не согласен все же.
1. «Услышать и понять проблемы детей, и не маленькие, а масштабные, смогла Татьяна Леонидовна... И каждый раз при вопросах, которые нерешаемы, я иду к министру... И ни разу не было отказа и допоздна могли задержаться, но вопросы решаются».
Вообще, конечно, да, отзывчивый министр лучше, чем черствый. Но отзывчивость – это, скажем так, дополнительная опция для руководителя такого уровня. В первую очередь он должен все-таки не адресную помощь конкретным пациентам оказывать, а создавать эффективную систему, работающую, как часы, чтобы качественная помощь оказывалась всем гражданам, причем без прямого вмешательства со стороны министра. А тут у нас проблемы. Не проблемы – проблемищи. Система скрипит, бренчит, чадит и на части разваливается. Все летит в тартарары по кочкам, никто ничего не контролирует.
Примеры? Да пожалуйста. Пенсионер из сельской местности заражается ковидом, умирает в городском госпитале. Когда родные приезжают за телом, выясняется, что все документы покойного куда-то потерялись, а без паспорта нельзя получить свидетельство о смерти – соответственно, ни похоронить по-человечески, ни юридические вопросы решить. Родные (дочь сама медработник, фельдшер) в шоке, хоронят его абы как (благо деревня, там попроще), бегают по инстанциям, восстанавливают документы человека, которого уже нет... В СМИ выходит статья об этом, под ней – вереница комментариев: «У меня так было, с бабушкой...» «А у меня с отцом...» «Деда привез в больницу – он умер, документов нет; поднял скандал – нашли, домой привезли». То есть это не единичный случай, это распространенная практика.
Еще примерчик? Женщина на 5-м месяце беременности чувствует симптомы гриппа, вызывает скорую. Та приезжает очень не скоро, врач берет мазок. Через день беременная (которой уже совсем плохо) звонит: что там с анализом? Подождите, не готов. Еще день: ну что? Не готов. Третий: ковид у меня или нет, скажите уже! Извините, кажется, ваш мазок потеряли. Женщина делает тест в коммерческой лаборатории – ковид. КТ – под 30% легких поражено. И это беременная! Если к ним такое отношение, что о других говорить?!
Мог бы еще много историй передать из первых рук – от медиков, которых Татьяна Леонидовна в своем инстаграмчике любит называть героями, но которые ее искренне и пламенно ненавидят и называют совсем непотребно – в рассказах врачей и медсестер, видящих ситуацию в здравоохранении изнутри, такая жуть, там кровь в жилах стынет... Но эти истории рассказывать не буду, чтоб людей не подставлять.
Безответственность, бесконтрольность, неуправляемость – это медицинская система Оренбуржья сегодня.
2. «Крайний в регионе - Татьяна Леонидовна, пришедшая на должность в ковид». То есть, говорит Ксения, Савиновой не повезло, время ее правления пришлось на ковидную эпоху...
Тут мне вспоминается старый анекдот, рассказанный пожарным. Устраивается паренек в ПЧ, спустя пару месяцев его спрашивают: как тебе там? Отвечает: да вообще здорово, зарплата неплохая, форма красивая, дежурства интересно проходят, с парнями в шашки играем... Один минус: как пожар – так хоть увольняйся!
Вот и тут что-то вроде. Если б не ковид, да не туберкулез, да не рак вот еще, ну и вообще люди поменьше болели бы, то Татьяна Леонидовна, конечно, блеснула бы. Уж тогда модернизация в нашем славном регионе шла бы так, что ух! Голова бы кружилась от успехов! Не Мурашко ее, а она этого Мурашку отчитывала бы! Но, увы, так сошлись звезды: китайцы взялись жрать всяких летучих мышей да заразу по миру разносить, а наш народец дремуч и инертен, прививаться не хочет – вот и страдает бедный министр за чужие грехи...
А если серьезно, то не вредно и объемы финансирования сравнить: сколько давалось на здравоохранение в доковидную эпоху и сколько – в ковидную. Финансовые потоки огого, ими распорядиться уметь надо. Сумели у нас в области? Министр сумел(а)? Ну, в своем роде…
3. «Это ошибки Федерального уровня, где как в басне Крылова "Лебедь, рак, и щука"…».
Тут соглашусь: на федеральном уровне много всего понаворотили, рыба-то с головы гниет. Но что-то не вижу я, чтобы наш Минздрав на эти ошибки указывал – он все больше о липовых победах отчитывается. Жителям области он в "Инстаграме" рассказывает, что жить стало лучше, жить стало веселей, а своему начальству демонстрирует то же самое в слайдах, да так, что потемкинские эти слайды даже начальство раздражают, что мы с вами и слышали в той самой записи.
Тут ведь как… Если видишь, что машина едет не туда, – сворачивай туда. Не можешь свернуть, силенок и смелости не хватает – уступи место тому, кто сможет. Да просто в сторону уйди, что ты цепляешься за бесполезный руль, который тебя не слушается, и в объектив улыбаешься фотогенично? Пока цепляешься, пока изображаешь лихого рулевого, у которого все под контролем, с тебя и спрос будет. Все логично.