Почему клуб «Буревестник» называется именно так?
На одной из встреч руководства и игроков клуба «Буревестник» с болельщиками от одного из любителей баскетбола прозвучал вопрос: а почему наш клуб называется именно так? Заминку руководителей разрешил один болельщик в изрядном возрасте, объяснивший, что в советское время у каждой из отраслей народного хозяйства был свой спортивный клуб.
Потому и команды разных регионов носили одинаковые названия. Горняки делегировали «Шахтеров», силовые структуры – динамовцев, автозаводчане выступали под брендом «Торпедо», ну а пищевая и легкая промышленность носила гордое имя «Спартак». Студентам же достался «Буревестник». Потому «Буревестник», возрожденный как сборная местных вузов, и носит это гордое название.
Речь, впрочем, не только о командах мастеров. Это только верхушка айсберга, венчавшая собою феномен под названием «профсоюзный спорт». Те, кто в советские времена работал на крупных предприятиях, помнят, что спартакиада завода была событием практически обязательным, а спорторг цеха был правой рукой любого профсоюзного босса. Более того: именно крупным предприятиям принадлежали спортивные объекты. Такие, как СОК «Атлант», ДЛС «Автодизель», стадион «Шинник»… Финансировалось все это великолепие именно из средств профсоюзов. И если в игровых видах спорта царил самый что ни на есть профессионализм, то в несколько менее пафосных дисциплинах даже на Олимпийские игры иногда ездили реальные преподаватели вузов, инженеры и даже рабочие. Причем не просто «туристами» путешествовали, а брали там медали самого высшего достоинства. Массовость, что ни говори, великая вещь.
Реально ли сегодня восстановить такие возможности для наемных сотрудников или хотя бы приблизиться к этим стандартам?
Этот вопрос мы адресовали самому что ни на есть спортивному лидеру — председателю совета объединенных профсоюзов Ярославской области Сергею Соловьеву. Известно, что Сергей Сергеевич не просто большой любитель спорта. Он до сих пор играет в баскетбол на полупрофессиональном уровне и заканчивать это дело не собирается.
- Возобновить профсоюзный спорт в тех масштабах, как это было в СССР, вряд ли возможно, – считает глава ярославских профсоюзов. – И не только потому, что нет уже Советского Союза и той системы распределения финансов, которая там была. Прежде всего, нужно задать себе вопрос: так ли уж она была идеальна, если говорить о массовом спорте и физкультуре? Конечно, желание обыграть соперников их соседнего цеха в волейбол или баскетбол заставляло трудящихся поддерживать физическую форму. Но все равно тон задавали те, кто успел в ДЮСШ хоть немного позаниматься соответствующим видом спорта. Еще сложнее обстояли дела в тех видах, которые требовали для поддержания физической формы больших затрат времени. Давайте смотреть правде в глаза: человек не мог подняться выше уровня КМС, занимаясь спортом после работы, к примеру лыжными гонками или шоссейным велосипедом. Там, фактически, развивался профессиональный спорт, хотя в СССР официально его и не было. А массовая физкультура есть и сегодня – причем даже на промышленных предприятиях. Разница в том, что нет советского «добровольно-принудительного» принципа привлечения участников к соревнованиям и акциям. Поэтому мы сегодня можем говорить не о цифрах, которые в свое время были довольно «дутыми», а о реальной увлеченности людей.
Со многим в рассуждениях Сергея Соловьева трудно не согласиться. Вот только напрасно он считает, что добровольно-принудительные принципы повышения массовости – удел исключительно советского спорта. К примеру, гигантские цифры участников гонки «Бегом по Золотому кольцу» формируются не столько из полумарафонцев и бегунов на 10 км, сколько из школьников, стартующих на «демократической» дистанции в 3 км. Этот забег имеет свою «цену» стартового взноса, но… Чаще всего, его возмещают местные власти, а бегут – воспитанники СШОР и даже среднеобразовательных школ. В итоге и волки сыты, и овцы целы. Массовость прямо зашкаливает, да и результаты год от года растут.
Раньше спортом мог заниматься каждый, кто хочет. Сегодня – только те, кто может себе позволить
Что же касается реальной увлеченности людей, то и ее отрицать нельзя. В любительской волейбольной лиге Ярославской области играют около 70 команд. Футбол и хоккей объединяют тысячи человек. Единственное требование – возможность оплатить зал, где проходят тренировки и соревнования. Вполне естественно, что экипировку и расходные материалы спортсмены тоже приобретают сами. Наверное, если бы такие условия поставили перед советскими людьми, они сильно удивились бы. А кривая «охвата населения мероприятиями спортивного характера» рисковала загнуться книзу таким «стремительным домкратом», что мало не показалось бы не только профоргу и спорторгу, но даже и культоргу - за компанию. Впрочем, не будем злопыхать по поводу дней минувших. Можно ли считать, что сегодня достигнут оптимальный уровень поддержки массового спорта, если уж такая прорва народу им занимается? Нет – и вот почему.
Во-первых, как понятно из предыдущего абзаца, спортом раньше мог заниматься каждый, кто хочет. Сегодня – только те, кто может себе позволить. Ладно, если дело касается, к примеру, бега. Одних кроссовок в этом виде спорта может хватить на пару сезонов. В хоккее затраты кратно выше. Про авто- или мотоспорт вообще умолчу… Во-вторых, даже взрослым людям не заказано прогрессировать, совершенствоваться и наращивать свое мастерство – что дает ощущение молодости и раскрепощенности. Но для этого тренировки должны идти централизовано и организовано. Что и было реализовано в профсоюзном спорте СССР. Там в каждой заводской секции работал тренер. Профессиональный наставник, который мог не только обучить всех желающих, но и правильно организовать их. Сегодня мы сетуем на то, что только 10–15% выпускников педагогических вузов идут работать по специальности. Но забываем спросить себя – а им есть куда идти? В школах практически все места учителей физкультуры заняты – и нескоро освободятся из-за вступившей в силу пенсионной реформы. А на предприятиях бывших студентов просто не ждут.
И наконец, в-третьих… Профсоюзный спорт был в советские времена «буфером» и одновременно «фильтром» между детско-юношеским спортом и спортом высоких достижений. Сегодня школьник, закончивший среднюю школу и одновременно СШОР, оказывается в тяжелом положении. Он вынужден выбирать риски большого спорта, который может стать профессией в лучшем случае для каждого сотого, – или вешать на гвоздь спортивную форму, чтобы получить нормальное образование. Появление НПО «Буревестник» несколько снизило остроту этой проблемы, но не разрешило ее окончательно. Просто теперь этот вопрос переместился на время получения диплома. То есть на возраст 24–25 лет, когда начинается самый расцвет для представителей многих видов спорта. Но и здесь выпускники опять должны делать выбор. В бытность профсоюзного спорта у обладателя свежего диплома был шанс закрепиться где-нибудь в спортобществе «Пищевик», чтобы попытаться поймать собственную птицу счастья и осчастливить страну парой-тройкой олимпийских медалей. Сегодня у него единственный, по сути, путь – службы в силовых структурах. Там, правда, востребованы только определенные виды спорта. Да и на «освобожденный спортивный график» попадает один претендент из полутора десятков.
Буквально на днях в Токио стартует многострадальная Олимпиада-2020, которая из-за коронавирусной пандемии стала, по факту, Олимпиадой-2021. Россия на этих играх не входит в число соискателей каких-либо медальных успехов. Да и бог с ними. В конце концов, сам Пьер де Кубертен провозгласил, что на Олимпийских играх состязаются не страны, а люди. Но людей в спорте высших достижений у нашей страны становится все меньше и меньше. Не потому ли, что занимаются им не те, кто хочет, а те, кто может? А наша «спортивная пирамида» все больше напоминает песочные часы, в которых «узкое место» приходится на середину. Где желающие продолжать заниматься спортом выбирают, потратить деньги на семью, отдых или образование – или прибрести новый современный спортивный велосипед.