Мы уже писали про ульяновскую школу «Дети Да Винчи» в начале прошлого учебного года. Инициатор проекта Марина Струльникова рассказала, с какими проблемами столкнулась, пытаясь реализовать важную для детей и родителей идею. И вот учебный год закончился, идёт подготовка к новому, планы у организаторов ещё более амбициозные, но многие вопросы остаются открытыми.
Школа – это сообщество
— По моему мнению, школа стала успешным проектом, потому что все задачи, которые мы перед собой ставили, решены. Более того, решили мы их не совсем так, как планировали, а более креативно. На мой взгляд, у нас получилось создать уникальную образовательную модель, чего мы сами не ожидали — мы создали образовательное сообщество.
Мы думали, что это будет своего рода услуга для родителей, которые забрали детей на семейную форму обучения. Но в итоге мы получили огромное вовлечение взрослых в эту историю. Родители, педагоги, приглашенные гости – путешественники, художники, дизайнеры, актёры приходят и просто общаются с детьми, делятся знаниями. Получился, можно сказать, такой «бульон», в котором все друг друга учат. Дети учат друг друга, дети учатся у взрослых, взрослые — у детей. Педагоги приходят с ожиданиями, что они будут учить, а получается, что и они учатся у детей. Это горизонтальная модель, не иерархическая. Это действительно что-то новое, что ещё не описано, какая-то новая форма. Её сложно описать нормативными, правовыми терминами. Я называю это словом «сообщество», — говорит Марина.
Организатор проекта рассказала, что буквально каждый день ей звонят родители, которые просят записать детей в школу. При этом они уже знают концепцию и готовы сами участвовать в жизни проекта – вести занятия, помогать, быть добровольцами.
Екатерина Иванникова – одна из тех мам, кому уже повезло. Кроме того, что она водит дочку на занятия, она сама стала преподавать в школе «Дети Да Винчи».
— Раньше я думала, что это смелый шаг – пойти мимо системы, учить дочь иначе, не так, как большинство. Сейчас я думаю, что это самое верное решение, единственно верное для нашей семьи. Те люди, которые были в этом году с нашими детьми — педагоги, наставники, родители — это потрясающие люди, это такое вложение в будущее детей, которое не сопоставимо ни с какими финансовыми вложениями, всё это намного дороже, бесценно. Я очень рада, что это случилось и происходит с нами. Мы много и интересно общались весь год. Учились писать (и я тоже, у меня даже почерк выправился!). Учились читать так, чтобы прочитанное оставляло след. Учились взаимодействовать, узнавали друг друга. Учились учиться, слушать, думать и формулировать свои мысли. Я очень довольна этим учебным годом, все ребята разные, и каждый в своем темпе спокойно освоил основную программу, при этом, следуя за интересами детей, мы все вместе получили большие знания, — считает Екатерина.
Проект растёт
В новом учебном году организаторы планируют, что школа должна вместить больше детей. Таков запрос родителей. Такова и потребность самого города: в Ульяновске альтернативы общеобразовательным школам практически нет. По официальным данным, те немногие частные заведения, что предлагают образовательные услуги, либо привязаны к крупным компаниям, либо объединяют участников по определённым критериям, подходам и принципам. Все они самобытны, школа «Дети Да Винчи» тоже отличается от этих проектов.
— Мы поняли: то помещение, которое есть сейчас у нас, не может вместить дополнительное количество детей. Недавно нашли помещение, которое принадлежит городу. Это бывший магазин, он оказался нерентабельным. Прекрасная локация в северной части города, которая идеально подходит для наших целей. Сейчас мы находимся на стадии урегулирования арендных отношений с городом.
Хочется сказать спасибо Дмитрию Александровичу Вавилину и Сергею Михайловичу Мишину (врио мэра Ульяновска и его первый заместитель – прим. авт.) за то, что они взяли на контроль процедуры и обещали помочь детям обрести новое место для обучения. Видимо, и потому, что это социальный проект, некоммерческий (НКО). Основная его цель – удовлетворение актуальной потребности общества в альтернативной образовательной модели. Я очень надеюсь, что всё обещанное исполнится, руководители нового формата сдержат слово, и мы осуществим то, что запланировали.
Сейчас я вижу возможность позитивных изменений и в нашем регионе, развитие частного образования за счёт включения на системном уровне. Мы можем опираться, например, на опыт Ленинградской области, где образовательные проекты получают максимальную поддержку в государственных органах, получают преференции, льготные арендные ставки, помощь правительства, и всё это без чиновничьих проволочек. Благодаря этому область развивается в образовательной сфере. Это же привело к тому, что появилось огромное количество образовательных проектов, которые живут, развиваются, выходят на самоокупаемость. За счёт этого они могут привлекать хорошие кадры, платить нормальную зарплату. Естественно, это очень сильно влияет на общество: когда много разнообразных образовательных проектов, ты можешь в соответствии со своими ценностями, ценностями своей семьи выбрать то, что тебе подходит. И мне бы очень хотелось, чтобы в Ульяновске такой опыт тоже применялся, — рассказала Марина Струльникова.
По её словам, в новом учебном году в школе смогут заниматься около 50-60 детей. Но на этом количестве организаторы не планируют останавливаться, ведь если за год станет понятно, что модель работает и есть спрос, можно будет расти дальше. В школе «Дети Да Винчи» не будет привычного понятия «класс»: скорее, это динамические группы, которые перемешиваются между собой в разных точках, творческих, например. Дети 9 и 6 лет могут оказаться на одном занятии, например, если они интересуются чем-то общим. Марина говорит, что сейчас есть возможность предоставить обучение для ребят 5-9 лет.
— Сейчас мы в диалогах с инвесторами, в том числе из родителей детей, которые ходят к нам. Они довольны тем, как работает модель. Правильная модель роста — органическая, когда видишь потребность родителей, детей и растёшь в соответствии с ним. А в росте получаешь опыт. Опыт, конечно, разный — и позитивный, и негативный. И мы понимаем, как его скорректировать и стать ещё лучше, и мы растём, — продолжает Марина.
Власти не принимают?
— С местным министерством образования пока не было точек соприкосновения, совместных интересов. Очень важно, что мы не противопоставляем себя классической муниципальной школе. Я считаю, что мы выполняем запрос, которое есть в обществе. Родители выбирают для своих детей разные, приемлемые для них, форматы образования и мы часть этой системы, запроса. Мы создаём условия для того, чтобы все дети могли учиться. Я надеюсь, что министерство будет нас поддерживать, мы за партнёрство! Например, мы с удовольствием готовы принимать студентов на стажировку, делиться опытом с педагогами из обычных школ, делиться новыми подходами, которые мы применяем у себя. Я уверена, что у нас будет конструктивное сотрудничество при новом руководстве в регионе.
Не так давно в Ульяновской области появился новый глава – Алексей Русских, бывший сенатор Совета Федерации, представлявший Московскую область. Пока он только вникает в курс дела, ведь с тем, что происходит здесь, он совсем не был знаком, но уже определился: хорошее образование – один из приоритетов развития области.
— Судя по тому, что в решение нашей проблемы включился Дмитрий Александрович Вавилин, мне кажется, в городе происходят позитивные изменения. Мне хочется, чтобы новая власть обратила внимание на образовательные проекты, обратила внимание на наш положительный опыт. Потому, что действительно очень важно это развивать, а у нас всё только на стадии зарождения: появляются новые образовательные инициативы. Знаю, что есть и другие частные, семейные проекты. Они классные, мы отличаемся, у всех разные модели. Чем больше их будет, тем лучше будет для региона, — заключает Марина.
Проблема развития частного образования в том, что часто такие проекты держатся на энтузиазме или основаны на личных или благотворительных деньгах. При этом зачастую такие сообщества – это некоммерческие проекты, которые нацелены не на извлечение прибыли, а на создание комфортных условий обучения для своих учеников. Развитие подобных инициатив имеет большой социальный эффект: дети и их родители получают возможность выбора системы и методики образования, а развитие конкуренции способствует повышению качества предоставляемых услуг, что, несомненно, идёт на пользу всему обществу. Очевидно, что частный сектор образовательной сферы нуждается в адекватной поддержке от государства. Ведь государство не меньше всех нас заинтересовано в том, чтобы его граждане получали хорошее образование.
Фотографии Марии Цуман и Марины Струльниковой