После чудовищных событий в одной из школ Казани брянские дошкольные, общеобразовательные заведения и вузы опять накроет волна формальных проверок. Глубже ответственные лица вряд ли будут копать.
В правительстве Брянской области уже поспешили заявить, что «вопросы безопасности образовательных учреждений находятся на постоянном контроле». И это наверняка так. Хотя школы как охраняли, так и «охраняют» ничем не вооруженные и часто плохо подготовленные, с давно сбитой «дыхалкой» возрастные мужчины в камуфляже. Не в пример зданию регионального правительства, дальше холла которого ни одна мышь не проскочит — чужая так точно.
Именно там, в областном правительстве, и прошли 11 мая сразу несколько высоких тематических совещаний. На них, как сказано в официальном сообщении, «обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности учителей и учащихся в образовательных организациях и детских дошкольных учреждениях». Обстоятельно все обсудили, даже не сомневайтесь.
Охрану детей во время нахождения детей в детсадах, школах и вузах ответственные лица во главе с новой замшей брянского губернатора Татьяной Кулешовой снова возложили на руководителей образовательных учреждений. На заведующих, директоров и ректоров. Они должны стать воплощением одновременно терминаторов, суперсолдат, робокопов, суперменов и «чудо-женщин 1984». Не то что охранники здания правительства Брянской области, имеющие огнестрельное оружие, дубинки, спецсредства и бронежилеты.
Также Кулешова отметила, что «за безопасность детей особую ответственность несут и родители, которые являются законными представителями ребенка». Мамы и папы должны контролировать, уверена заместитель губернатора, в каких социальных сетях проводят время их отпрыски, с кем они там общаются, по каким сайтам лазают, чем в принципе живут помимо школы. Молодец, все и для всех распределила, назначила ответственных.
А если семьи неполные? Или родители вынуждены подолгу работать, чтобы получить хотя бы десятую часть от недурственного денежного содержания заместителя губернатора? Делать крайними в произошедшем в Казани соцсети и интернете в целом как минимум неоригинально.
Смартфоны же сейчас есть даже у самых маленьких детей, как и мобильный интернет. Проконтролировать полностью их на этот счет невозможно. Да и вряд ли нужно этим заниматься. Ребенок, которому запрещают, все равно найдет способ элегантно обойти родительское «нет!». И часто соцсети для подростков — единственная отдушина.
Озлобленность школьных «шутеров» зарождается не в играх-стрелялках, скорее всего. А внутри самой подростковой среды, которая много лет как выпала из поля зрения системы школьного воспитания, социальных педагогов, общества в целом.
Помните, как недавно в брянском городе Новозыбков 13-летнего подростка жестоко избили сверстники? Мальчики били, а девочки все снимали на видео. Так вот, там пацан, ставший жертвой, из неполной фактически семьи, и он пытался хоть как-то помочь маме заработать — раздавал у магазинов рекламные листовки. Более благополучные одноклассники, говорят, поставили мальчонку «на счетчик» (забирали часть скромного заработка), морально унижали его. Об этом где-то говорится? Нет. Прокуратура, полиция и следком дружно заявили о проведении проверок и на этом все.
Хорошо, если избитый и униженный не раз подросток действительно вырвется из внешней своей среды — поступит, как мечтает, в военное училище. И больше не вспомнит о былом. Не станет издеваться потом в свою очередь над солдатами. А если не забудет, если не поступит в военное училище?..
Впрочем, больше сейчас надо думать об истязателях мальчишки. К какой ответственности их уже привлекли? Кто из них как раз вырастет? Дошло ли до них вообще, что натворили — какую мерзость они совершили?
Кумир молодежи рэпер Oxxxymiron дал возможные ответы на эти вопросы в своем жестком видеоклипе «Последний звонок». Еще шесть лет назад… Хорошо бы этот страшный, но снова актуальный ролик сделать обязательным для просмотра чиновниками, которые время от времени озадачивается безопасностью школ.
Впрочем, Татьяна Кулешова среди прочего правильно подметила, неверное, что во внеурочное время детей нужно отвлекать на занятия в кружках, музыкальных, художественных и спортивных школах, секциях. Но многие родители так, собственно, и делают. Однако спросила Кулешова, во сколько это обходится брянским семьям, сколькими тысячами рублей дополнительного бремени ложится на семейные бюджеты каждый месяц? Бесплатных «внеурочных занятий» давно уже нет. Это утопия из отчётов чиновников…
На совещаниях в областном правительстве также снова прозвучала мысль (здравая мысль, конечно), что «необходимо проверить режим охраны в образовательных организациях». Ну то есть усилить, а если надо, то и «углубить», как говорил классик, пропускной режим в школах, детсадах и вузах. Как этого добиться, сказано не было, кажется.
Но по 9 млн руб. в год на охрану каждого образовательного учреждения, как здания правительства Брянского правительства, выделять вряд ли кто будет. Не те это объекты государственной важности.